1 декабря на второй московской конференции Рост 2.0 профессионалы из консалтинга, управления и маркетинга частного образования обсудили наметившиеся в 2023 году тренды в развитии бизнеса частного образования, которые предположительно продолжатся в 2024 году.
На фото слева направо: Мария Васильева, Талия Ахметова, Рая Ивановская, Николай Панкратов.
Организатор и модератор дискуссии – Рая Ивановская, руководитель Design for School.
Приглашенные эксперты:
Мария Васильева, основатель и руководитель проекта «ПРОвыбор».
Талия Ахметова, директор по маркетингу Heritage International School.
Николай Панкратов – директор сети RYBAKOV PLAYSCHOOL.
Во время дискуссии модератор Рая Ивановская опрашивала в зале собственников и директоров – подавляющее большинство говорило, что бизнес вырос в 2023, и на 2024 планируется расширение и рост.
«За счет чего это может происходить? Мария Васильева считает, что за счет низкой базы – рынок частных школ охватывает всего 2-3% от всех учащихся. По сравнению с другими странами это очень мало. Возможно, это «миграция» родителей от репетиторов в пользу частных школ, у которых «все включено». Траты в этом случае сопоставимые.
Мария Васильева, основатель и руководитель проекта «ПРОвыбор».
Третий возможный фактор – это то, что рынок становится более зрелым. Растет предпринимательская культура собственников, частные школы начинают работать со своими образовательными продуктами, клиентским сервисом, финансовыми моделями – становятся гибче и реагируют на запросы родителей. Это отмечает и Николай Панкратов – он считает, что рынок стоит на пороге качественного скачка: вырос профессиональный уровень людей, входящих в экосистему RYBAKOV PLAYSCHOOL, образуются устойчивые партнерские связи, подход к образовательному бизнесу становится более структурированным.
Николай Панкратов – директор сети RYBAKOV PLAYSCHOOL.
Понимание трендов и анализ рынка необходимы прежде всего для стратегических управленческих решений. Некоторые школы уже развивают у себя аналитическую культуру и для принятия важных решений прибегают к маркетинговым исследованиям, что тоже свидетельствует, что рынок становится более зрелым и начинает работать со сложными инструментами, не полагаясь на интуицию. Например, Талия Ахметова рассказывает, что, проводя качественные интервью, она обнаружила разную мотивацию выбора родителями их школы в Москве и Тюмени, что позволит по разному выстроить наборную компанию и продуктовые предложения.
Талия Ахметова, директор по маркетингу Heritage International School.
Возможные угрозы этому оптимистичному тренду роста – это наметившийся тренд падения доверия родителей к частному образованию. Мария Васильева считает, что он может продолжиться. Показатели качества образования – подавляющее количество школ находится в статусе семейных или допобразования, без лицензии на образовательную деятельность. В результате родители обнаруживают у детей существенные пробелы в знаниях и разочаровываются в частном образовании.
Итак, какие восходящие тренды наметились в 2023 году?
- Крупный бизнес приходит в частное образование. Крупный и средний бизнес открывает свои частные школы или инвестирует в развитие уже существующих.
- Строим школы для своих детей. Предприниматели открывают школы для решения проблемы обучения собственных детей.
- Рост предпринимательской культуры среди собственников школ. Образовательный бизнес становится более зрелым и структурированным, собственники работают с самостоятельным взращиванием кадров, HR-брендом, маркетингом, финансовым анализом.
- Рост количества образовательных франшиз.
- Активная работа с государственными субсидиями. Развиваются способы дополнительного привлечения денег.
Угрозы развитию рынка частного образования
- Падение доверия родителей к частному образованию.
- Демографический упадок – детей становится меньше.
- Падение уровня доходов населения.
Частное образование – это набор всевозможных альтернатив для детей и их родителей, который привлекает массу ярких и харизматичных людей, искренне старающихся сделать образование лучше. Рынок еще находится в стадии становления – возраст самых «старых» частных школ не превышает 30 лет, и наблюдать и участвовать в их развитии крайне интересно.
При подготовке материала использованы данные из статьи: Недетские деньги: что происходит на рынке образования.