Академия школьного пространства. Часть 2.

Смысловая нагрузка оформления образовательных пространств

“Академия школьного пространства” — это проект, организаторами которого выступили портал Педсовет и Студия дизайна образовательных пространств. В рамках серии вебинаров руководитель Студии Рая Ивановская делится опытом и наработками своей команды, рассказывая и показывая на конкретных примерах — как пространство “обычной” школы сделать современным и действительно образовательным.

В первой статье мы говорили о трансформации образовательных пространств (читать статью), в этой речь пойдет о смысловой нагрузке. Существует несколько моментов, которые, задумываясь об оформлении (или формировании) образовательного пространства в школе, стоит учитывать:

  • пространство — это второй учитель,

  • оно должно быть гибким, трансформируемым,

  • пространство должно вовлекать учеников,

  • оно должно быть предрасположенным для проявления различных активностей,

  • и, конечно же, пространство должно быть комфортным и дружелюбным!

Виды смысловой нагрузки оформления образовательного (школьного) пространства

  1. Заданная тема:

  • предметная (из школьной программы — математика, литература и т.д.)

  • ценностно-ориентированная (культура, искусство… полезные навыки… личные качества и т.д.)

  • ориентация на активности (от простых игр до квестов)

  1. Свободно формируемая тема:

  • место для проявления творчества (маркерные и пр. стены)

  • выставка рисунков и т.д.

Заданная тема: предметная (из школьной программы — математика, литература и т.д.)

Пространства, ориентированные на предмет, транслируют обучающую информацию, вовлекают, создают нужную атмосферу. С одной стороны, подобное “предметное” оформление является еще и в какой-то степени “навигационным” решением, поскольку тематическое оформление ориентировано чаще всего на те предметы, которые изучаются в классах, рядом с которыми присутствует соответствующее оформление — и это большой плюс. С другой стороны, важно помнить, что пространство (стены) — это не страницы учебника, поэтому не надо размещать массу, к примеру, формул на стенах в надежде, что глядя на них изо дня в день ребята, наконец-то, что-то выучат… Тут важно соблюсти меру. Удачным, кстати, можно считать следующее решение, которое было применено в одной из рекреаций начальной школы: на стенах разместили различные математические задачки (на листьях цветков - фото справа), но часть оформления выполнено из маркерной пленки — учитель пишет каждый раз по-разному или цифры в свободных ячейках, или знаки "+" и "-", и ученики каждый раз решают разные (новые) задачки.

Заданная тема: ценностно-ориентированная (культура, искусство… полезные навыки… личные качества и т.д.)

Школа — это не только предметные знания (“жи - ши” пиши с буквой “и”, а на “0” делить нельзя), тут ребята учатся эффективно коммуницировать друг с другом, работать в группах, управлять своими эмоциями, понимать окружающий мир и т.д. Соответственно — темой оформления пространства могут быть те ценности (информация, знания), которые не связаны напрямую со школьными предметами.

Пример 1

Темой оформления могут быть социально-эмоциональные навыки — об этом мы уже говорили раньше:

Пример 2

Мир вокруг нас стремительно меняется, и каждый год ряд профессий просто исчезает, а на замену им — приходят новые. Именно этому посвящен один из проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ) — Атлас новых профессий. Мы уже оформили некоторые пространства в школах по мотивам “Атласа…”, где цель — показать учащимся — каким может быть мир, когда им придется выбирать себе профессию после окончания школы, каким знаниями и навыками они должны обладать для того, чтобы заниматься любимым делом. Считая эту тему крайне важной, мы вместе с командой АСИ разрабатываем новые формы интеграции “Атласа…” в пространство школы (с элементами прямого взаимодействия, интерактивности), чтобы результат получился более полезным и эффективным для учеников.

Пример 3

Экология — в широком смысле слова: эко-отношение к окружающему миру (природе, животным), эко-потребление и т.д. — одна из важнейших тем (и, увы, проблем) нашего времени. С помощью оформления пространства можно не только донести до учеников важность этой темы, но и сформировать у них некоторые полезные привычки.

Заданная тема: ориентация на активности (от игр (классики, напольные шахматы и т.д.) до квестов)

Даже если мы не ведем речь о гиперактивных детях, давайте понимать, что практически половину дня провести “ в бездействии” (45 минут умножьте на количество уроков) — это сложно. Всем сложно, а детям — особенно. И когда они пытаются свою неуемную энергию “сбросить”, в ответ слышат (как это знакомо!): “Нельзя бегать по коридорам!”... ОК — бегать нельзя, но давайте предоставим им иные возможности физической активности, просто потому, что детям это необходимо физиологически!

Свободно формируемая тема: место для проявления творчества (маркерные и пр. стены)

Обязательно предусмотрите какой-то участок стены под творчество детей — пусть они рисуют, пишут… опять таки, такие поверхности учителя могут использовать для какой-то групповой работы. Материалы могут быть разными: маркерная пленка, магнитно-маркерная пленка, или можно выкрасить стену специальной краской, на которой можно писать мелом или меловыми маркерами.

Свободно формируемая тема: выставка рисунков и т.д.

С одной стороны — практически во всех школах есть различные стенды и иные поверхности для выставок работ учеников, но чаще всего они, увы, конструктивно “унылые”. Как любой картине необходима соответствующая рама, так и результатам творчества ребят — соответствующее оформление: современное, интересное. Подробнее о современных материалах, которые можно (и нужно!) использовать при оформлении образовательного пространства для выставочных работ, общения с учениками и между учениками мы расскажем отдельно.

ЕЩЕ ИДЕИ

Карта района

Вы можете разместить карту вашего района, показав на ней те места, которые важны и интересны детям: остановки транспорта (отметив, где можно переходить дорогу, а где — ни в коем случае), парк, музей, музыкальная школа, творческие студии и т.д. Кстати, знаете ли вы, что если детям вдруг понадобилась на улице какая-то помощь, они могут обратиться в любое отделение таких компаний, как “Сбербанк” или “Билайн” — и им помогут — свяжутся с родителями или с соответствующими службами? Расскажите об этом ученикам и отметьте соответствующие места на карте.

“Живое” здание

В одной из школ (не в России), реализовали, как мне кажется, просто потрясающую идею — показали, как выглядит здание “изнутри” — все эти провода, трубы и т.д. И в этом тоже есть образовательный смысл, чтобы ребята не думали, что “булочки растут на деревьях”.

Уберите информационный шум

Немаловажно, задумываясь о том, что и как будет в вашей школе, сначала посмотреть — что и как есть сейчас. К примеру, стенды с информацией — действительно ли нужны именно в таком количестве? Меняется ли размещенная там информация или есть что-то, что разместили еще в прошлом году и “забыли”?

Для настроения

Добавьте в оформление побуждение к появлению положительных эмоций — это, на наш взгляд, один из важнейших моментов. Утром, попадая в школьное здание, ребенок (ученик) должен улыбнуться! Появлению положительных эмоций способствует не только цветовая палитра оформления здания, но и, к примеру, позитивные и мотивирующие фразы и/или образы.

Обратная связь (WELLCOME!)

  • Если у вас есть какие-либо вопросы, связанные с оформлением школьного образовательного пространства, и вы хотите, чтобы мы на них ответили на ближайшем вебинаре или на нашем сайте, — напишите нам: info@design4school.ru

  • Если у вас есть опыт оформления какого-либо пространства в школе, и вы хотите поделиться им с коллегами — напишите нам, и мы расскажем об этом в одной из статей на нашем сайте.

Читайте также

Смотреть все статьи