Учителю: 2 упражнения для развития социально-эмоциональных навыков учеников (совершенствование навыков управления эмоциями).
В рамках проекта “Университетская среда для учителей” Департамента образования города Москвы в Институте образования ВШЭ представлена программа из нескольких лекций, участниками которых стали и сотрудники Студии дизайна образовательных пространств. Мы делимся с вами информацией, которая была представлена на лекции “Формы работы в классе, способствующие развитию социальных и эмоциональных навыков учеников”, автор — Татьяна Канонир, доцент, PhD, соруководитель магистерской программы “Измерения в психологии и образовании”.
В первой статье (ЧИТАТЬ СТАТЬЮ) мы рассказывали о том, что такое социально-эмоциональные навыки (СЭН), их связи с образовательными стандартами основной и начальной школы в России и как можно формировать у учеников навыки достижения целей и совместной работе с другими людьми. В этой статье представлены 2 упражнения для учителей, которые помогут совершенствовать навыки управления эмоциями у учеников.
Управление эмоциями: контроль над проявлениями эмоций в школьном контексте, их влияние на выполнение заданий и на общение со сверстниками и взрослыми:
- оптимизм (ориентация на положительный исход дела, поддержание позитивного эмоционального настроя),
- самоуважение (знание своих сильных сторон, осознание себя — как полноценного члена социума),
- стрессоустойчивость (навык совладания со стрессом в сложных ситуациях).
Для того, чтобы научиться управлять собственными эмоциями, ребенок, прежде всего, должен научиться их распознавать и называть.
Упражнение 1: словарь эмоций
- учитель спрашивает детей, какие эмоции они уже знают и записывает на доске все названные слова, никак не комментируя их,
- после того, как идеи у детей исчерпаны, учитель проводит черту под списком и дописывает в него несколько собственных названий,
- далее начинается обсуждение каждой предложенной эмоции. Учитель спрашивает: “Какой знак имеет эта эмоция - она отрицательная (неприятная), положительная (приятная) или нейтральная? В каких ситуациях она может возникать? Сталкивался ли кто- то из вас с таким чувством? Как это было?
- дойдя до конца “детского” списка, учитель задает те же вопросы по собственному списку и, если какие-то слова оказываются детям не знакомы, объясняет - что они означают и приводит примеры ситуаций,
- в качестве домашнего задания можно раздать детям набор картинок, изображающих различные эмоции, и список слов, которые они должны поставить в соответствие каждому изображению, или попросить самим подобрать изображения к определенному списку.
Ожидаемые результаты: развитие способности рефлексировать и обозначать собственные эмоциональные состояния, развитие способности лучше понимать не только себя, но и других — повышение чувствительности и эмпатии к окружающим.
Упражнение 2: "Спокойствие, только спокойствие!"
Цель методики
Cнизить импульсивность и научить детей реагировать на эмоциогенные ситуации более спокойно, рационально и рассудительно. Упражнение может отрабатываться всем классом, небольшой группой или индивидуально, но дети при этом практически не взаимодействуют друг с другом.
- учитель объясняет ученикам, что в жизни могут возникать сложные ситуации (это могут быть различные проблемы с учителем, родителями, одноклассниками, друзьями и т.д.), которые очень хочется начать решать сразу же, когда на самом деле мы к этому еще не готовы. Поэтому важно сохранять спокойствие и самоконтроль, чтобы разрешить проблему наиболее эффективным способом,
- учитель спрашивает детей: “Как вы думаете, что такое самоконтроль? В каких ситуациях его приходится использовать? Когда вам приходилось это делать?” и выписывает их ответы на доске,
- затем учитель объясняет, что наше тело обычно посылает нам сигналы, когда “чувствует”, что мы теряем контроль над собой — эти сигналы называются “отпечатки чувств”. У кого-то начинает болеть голова, крутить живот, затекает шея, потеют ладони. Эти сигналы могут быть неприятными, но они очень важны, поскольку таким образом организм предупреждает нас о том, что надо собраться и сохранять спокойствие.
В такие моменты надо сделать следующее:
- скажи себе: “Остановись и осмотрись по сторонам”,
- скажи себе: “Успокойся”,
- сделай глубокий вдох через нос на пять счетов, задержи дыхание на два счета, выдохни через рот на пять счетов,
- повтори эти шаги, пока не почувствуешь, что успокоился.
Важно не просто выписать эти шаги на доске или плакате, но дать детям возможность потренироваться в их использовании:
- сначала они могут повторить их хором вслух, затем учитель может предложить сыграть в подвижную игру и через несколько минут остановить ее и проделать с детьми все шаги упражнения,
- на последнем этапе дети опять могут сыграть в игру, но учитель их предупреждает: “Как только я скажу “сейчас” — вы должны сами помочь себе успокоиться с помощью четырех шагов, которые вы только что выучили”,
- очень важно, чтобы в дальнейшем учитель просил весь класс использовать это упражнение, когда дети возвращаются с урока физкультуры, с длинной перемены, обеда или другого возбуждающего занятия, перед контрольной или экзаменами, перед выступлением на школьном празднике или в других ситуациях, вызывающих тревогу или страх.
Студия дизайна образовательных пространств: превращаем скучные школьные интерьеры в яркие и красивые! Посмотрите наши работы в рубрике ПОРТФОЛИО.
“Чего греха таить — навыком управления эмоциями сейчас не обладают не только многие дети, но даже взрослые, а ведь еще Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка...». Развивать этот навык с помощью образовательного пространства, его оформления, не только можно, но и нужно — и существует масса вариантов” - считает руководитель Студии дизайна образовательных пространств Рая Ивановская:
— К примеру, можно разместить на стене в классе “Эмоциональную шкалу”, где картинками показаны различные эмоции с поясняющими надписями. Дети могут стикерами или маркерами отмечать — какие эмоции они испытывают в начале дня, приходя на первый урок, и в конце учебного дня. Перед тем, как отпустить детей домой, учитель может поговорить с ними, узнать — как изменились их эмоции и почему, что дети могут сделать, чтобы “исправить” негативные эмоции на положительные. Ведь иногда даже просто “проговорив” какую-то, как кажется — “тяжелую” ситуацию, можно уже ее решить. В процесс решения “ситуации” могут активно вовлекаться дети (а это, как мы помним, навык совместной работы). К примеру, кто-то расстроен, что у него не очень хорошая отметка по какому-то предмету — одноклассники могут предложить свою помощь в подготовке домашнего задания. Кто-то расстроен тем, что его “обозвали”. Можно не абстрактно, а в этом — конкретном случае, рассказать, почему обзываться плохо и попросить ребят произнести по одному комплименту обидевшемуся ученику, назвав его/ее сильные стороны.
А чтобы ребята помнили, как важно (и как можно) научиться реагировать на эмоциональные ситуации более спокойно и рассудительно — можно правила, описанные в Упражнении 2 в этой статье, зарисовать в стиле, к примеру, “комикса” (или любом другом — визуально понятном для ребенка) и повесить на стену, как напоминание. Уверена — будут обращать внимание и, в конечном итоге, не только запомнят, но и научатся этим пользоваться.
При перепечатке ссылка на сайт Студии дизайна образовательных пространств (www.design4school.ru) обязательна.