Социально-эмоциональные навыки в школе. Часть 1.
главная  /  статьи  /  Социально-эмоциональные навыки в школе. Часть 1.

Социально-эмоциональные навыки в школе. Часть 1.

Задача формирования и развития СЭН у учеников однозначно может решаться и с помощью оформления школьного пространства.


Учителю: 2 упражнения для развития социально-эмоциональных навыков учеников (достижение целей, совме

В рамках проекта “Университетская среда для учителей” Департамента образования города Москвы в Институте образования ВШЭ представлена программа из нескольких лекций, участниками которых стали и сотрудники Студии дизайна образовательных пространств. В этой статье речь пойдет о лекции “Формы работы в классе, способствующие развитию социальных и эмоциональных навыков учеников”, автор — Татьяна Канонир, доцент, PhD, соруководитель магистерской программы “Измерения в психологии и образовании”.

В последнее время много говорится о важности развития социально-эмоциональных навыков. Образовательные стандарты основной и начальной школы в России предполагают формирование у учащихся, наравне с предметными образовательными результатами, метапредметных и личностных образовательных результатов. Именно под личностными образовательными результатами скрываются социально-эмоциональные навыки.

Социально-эмоциональные навыки (СЭН) — это навыки, которые позволяют людям распознавать свои эмоции и управлять ими, успешно справляться с конфликтами, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике, вносить конструктивный вклад в их референтные сообщества, устанавливать и достигать цели.

Для обозначения этих “некогнитивных” навыков используют разные термины: Soft Skills или “мягкие навыки”, навыки XXI века, эмоциональный интеллект... Все перечисленные понятия отличаются друг от друга широтой охвата и контекстом употребления, но имеют схожие черты: концептуальная независимость от когнитивных способностей, общая ценность для социальной адаптации, относительная устойчивость во времени, потенциальная возможность изменения в результате воздействия, ситуационность проявления.

В этой статье мы сфокусируемся на 2-х социально-эмоциональных навыках

  1. Достижение целей: работа над достижением кратко- и долгосрочных целей, в том числе в изменяющихся условиях:
    • устойчивость (умение поддерживать стабильную работу на протяжении значимого времени),
    • самоконтроль (умение контролировать свое состояние в процессе выполнения задания),
    • стремление к цели (осознание необходимости добиться поставленной цели — самостоятельной или заданной учителем).

Формирование навыка достижения целей

  1. Совместная работа с другими людьми: построение продуктивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в паре, в группе, по приглашению или самостоятельно):
    • социабельность (умение устанавливать и поддерживать социальные контакты),
    • уважение (такт и проявление уважения к сверстникам и взрослым, в том числе из других культур),
    • заботливость (бескорыстная помощь партнеру по взаимодействию).

Обучение навыкам совместной работы с другими людьми

Упражнения, которые помогут учителям в развитии у учеников этих социально-эмоциональных навыков

1. Формирование навыка достижения целей

Упражнение: взаимопомощь в достижении индивидуальных целей (проводится в малых группах)

Социально-эмоциональные навыки в школе

  1. Учитель начинает урок с того что рассказывает детям о том, с какими сложностями люди часто сталкиваются на пути достижения собственных целей, и предлагает наиболее общие стратегии преодоления этих препятствий, фиксируя основные моменты на доске. Например, это может быть такой список:
    • фрустрация (в зависимости от аудитории может применяться более понятный термин, например, подавленность) от того, что цель слишком сложная. Возможные стратегии: релаксация, отвлечение, перерыв в работе.
    • скука. Возможные стратегии: поставить перед собой более краткосрочную цель, назначить для себя награду (например, перерыв или мороженое). лень делать задание. Возможные стратегии: назначить себе награду, подумать о том, как ты будешь себя чувствовать - когда выполнишь задание, или о том, что, если не будешь заниматься, - подведешь всю группу.
    • тревога из-за боязни неудачи. Возможные стратегии: вспомнить о ситуациях, в которых все удавалось, техники релаксации.
  2. Затем учитель письменно формулирует индивидуальную учебную (или околоучебную) цель для каждого из детей (эту работу лучше проделать заранее) и делит их на группы.
  3. Дети садятся в круг, каждый озвучивает свою цель и называет возможные препятствия на пути ее достижения. Остальные участники группы предлагают возможные пути решения, опираясь на информацию на доске или собственный опыт, а также стараются предложить какое-то одно действие, которым они лично могли бы помочь другому ребенку (например, “Я могу позвонить тебе в пятницу и напомнить, что в выходные тебе надо сделать…”, “Я могу позвонить и узнать, как у тебя дела…”, “Я могу объяснить тебе материал, который ты не понимаешь…” и т.д.).
  4. На следующей неделе ученики обсуждают в группах прогресс в достижении своих целей, как они себя чувствовали, когда им помогали одноклассники, какая помощь была наиболее полезной.

Ожидаемые результаты: дети учатся предвосхищать барьеры на пути достижения цели и заранее продумывать возможные варианты их преодоления, дети учатся помогать другим в достижении их целей, обращаться за помощью и принимать ее.

2. Обучение навыкам совместной работы с другими людьми

Упражнение: совместное обучение

совместное обучение

Один из наиболее эффективных способов научить детей работать в команде — это дать им возможность работать над совместными проектами, где оценка каждого участника зависит от среднегрупповой оценки:

  • ученикам предлагают выполнить групповые учебные проекты — например, изучить материал о какой-то стране, континенте, ученом, физическом явлении и т.д.,
  • при этом каждому ученику поручается проработать определенную часть материала, а затем рассказать всем остальным участникам группы о своих изысканиях,
  • после этого группа должна подготовить совместную презентацию для остального класса,
  • по окончанию работы надо обсудить — что получилось сделать, а что — нет? Что оказалось сложным в выполнении совместной работы, что можно в следующий раз сделать по-другому (при обсуждении важно не указывать оценочных суждений).

У данного упражнения может быть много вариаций, например, “брейн-ринги”, “дебаты” представителей разных исторических эпох и т.д.


По мнению руководителя Студии дизайна образовательных пространств Раи Ивановской задача формирования и развития СЭН у учеников однозначно может решаться и с помощью оформления школьного пространства:

— К примеру, если речь идет о формировании навыка достижения целей, для того, чтобы ребята не забывали о поставленных (учителем или ими самими) целях — можно в классе сделать специальный стенд, на котором они могли бы писать свои цели, обозначать планируемые сроки достижения, указывать предполагаемые препятствия и как они с ними в итоге справились. То есть эта информация постоянно “на виду” (ребята не забудут), а также является демонстрацией их успехов. В случае, если кто-то самостоятельно не справляется с заданием, — это также видно и учитель может “намекнуть” ученикам, что требуется их помощь и поддержка (а это уже проявление заботливости — то есть навык совместной работы).

Сам стенд обязательно должен быть визуально привлекательным в оформлении (с мотивирующими фразами, к примеру), исполненный из современных материалов (маркерная пленка, пробка и т.д.) — чтобы детям было “приятно” и интересно с ним взаимодействовать.


Студия дизайна образовательных пространств: превращаем скучные школьные интерьеры в яркие и красивые! Посмотрите наши работы в рубрике ПОРТФОЛИО.


Кстати

Многие существующие в настоящий момент инструменты оценивания СЭН имеют недостатки: основаны на сугубо локальном опыте, данные о психометрическом качестве методик не опубликованы, практически отсутствуют ссылки на международный опыт, опыт часто рассчитан на индивидуальную оценку и не масштабируется, а результат оценивания зависит от навыков учителя и его отношения к конкретному ученику. Однако, если мы не имеем инструментов оценивания СЭН, то не можем делать выводы об их развитии, ведь так?

Центром мониторинга качества образования ВШЭ, совместно с Благотворительным фондом Сбербанка “Вклад в будущее”, проведено масштабное исследование социальных и эмоциональных навыков в начальной и основной школе, основанное на международной исследовательской рамке, связанное с ФГОС начального и основного образования, результатом чего стали разработанные инструменты мониторингового оценивания.

Важно, чтобы в школе в целом (то есть у разных учителей) была единая система работы над социально-эмоциональным развитием детей, также важна согласованная работа внутри учительского коллектива, которая организуется систематически и целенаправленно.

Целевая аудитория методик развития СЭН:

  • весь класс или вся школа,
  • группа риска или дети с конкретной проблемной областью (например, очень застенчивые),
  • отдельные ученики, испытывающие сильный стресс, имеющие ситуативные проблемы или переживающие период кризиса (например, в ходе адаптации к новому школьному коллективу при переходе из одной школы в другую).

При перепечатке ссылка на сайт Студии дизайна образовательных пространств (www.design4school.ru) обязательна.


ПОДЕЛИТЬСЯ


наверх
наверх