1. Формирование навыка достижения целей
Упражнение: взаимопомощь в достижении индивидуальных целей (проводится в малых группах)
- Учитель начинает урок с того что рассказывает детям о том, с какими сложностями люди часто сталкиваются на пути достижения собственных целей, и предлагает наиболее общие стратегии преодоления этих препятствий, фиксируя основные моменты на доске. Например, это может быть такой список:
- фрустрация (в зависимости от аудитории может применяться более понятный термин, например, подавленность) от того, что цель слишком сложная. Возможные стратегии: релаксация, отвлечение, перерыв в работе.
- скука. Возможные стратегии: поставить перед собой более краткосрочную цель, назначить для себя награду (например, перерыв или мороженое). лень делать задание. Возможные стратегии: назначить себе награду, подумать о том, как ты будешь себя чувствовать - когда выполнишь задание, или о том, что, если не будешь заниматься, - подведешь всю группу.
- тревога из-за боязни неудачи. Возможные стратегии: вспомнить о ситуациях, в которых все удавалось, техники релаксации.
- Затем учитель письменно формулирует индивидуальную учебную (или околоучебную) цель для каждого из детей (эту работу лучше проделать заранее) и делит их на группы.
- Дети садятся в круг, каждый озвучивает свою цель и называет возможные препятствия на пути ее достижения. Остальные участники группы предлагают возможные пути решения, опираясь на информацию на доске или собственный опыт, а также стараются предложить какое-то одно действие, которым они лично могли бы помочь другому ребенку (например, “Я могу позвонить тебе в пятницу и напомнить, что в выходные тебе надо сделать…”, “Я могу позвонить и узнать, как у тебя дела…”, “Я могу объяснить тебе материал, который ты не понимаешь…” и т.д.).
- На следующей неделе ученики обсуждают в группах прогресс в достижении своих целей, как они себя чувствовали, когда им помогали одноклассники, какая помощь была наиболее полезной.
Ожидаемые результаты: дети учатся предвосхищать барьеры на пути достижения цели и заранее продумывать возможные варианты их преодоления, дети учатся помогать другим в достижении их целей, обращаться за помощью и принимать ее.
2. Обучение навыкам совместной работы с другими людьми
Упражнение: совместное обучение
Один из наиболее эффективных способов научить детей работать в команде — это дать им возможность работать над совместными проектами, где оценка каждого участника зависит от среднегрупповой оценки:
- ученикам предлагают выполнить групповые учебные проекты — например, изучить материал о какой-то стране, континенте, ученом, физическом явлении и т.д.,
- при этом каждому ученику поручается проработать определенную часть материала, а затем рассказать всем остальным участникам группы о своих изысканиях,
- после этого группа должна подготовить совместную презентацию для остального класса,
- по окончанию работы надо обсудить — что получилось сделать, а что — нет? Что оказалось сложным в выполнении совместной работы, что можно в следующий раз сделать по-другому (при обсуждении важно не указывать оценочных суждений).
У данного упражнения может быть много вариаций, например, “брейн-ринги”, “дебаты” представителей разных исторических эпох и т.д.
По мнению руководителя Студии дизайна образовательных пространств Раи Ивановской задача формирования и развития СЭН у учеников однозначно может решаться и с помощью оформления школьного пространства:
— К примеру, если речь идет о формировании навыка достижения целей, для того, чтобы ребята не забывали о поставленных (учителем или ими самими) целях — можно в классе сделать специальный стенд, на котором они могли бы писать свои цели, обозначать планируемые сроки достижения, указывать предполагаемые препятствия и как они с ними в итоге справились. То есть эта информация постоянно “на виду” (ребята не забудут), а также является демонстрацией их успехов. В случае, если кто-то самостоятельно не справляется с заданием, — это также видно и учитель может “намекнуть” ученикам, что требуется их помощь и поддержка (а это уже проявление заботливости — то есть навык совместной работы).
Сам стенд обязательно должен быть визуально привлекательным в оформлении (с мотивирующими фразами, к примеру), исполненный из современных материалов (маркерная пленка, пробка и т.д.) — чтобы детям было “приятно” и интересно с ним взаимодействовать.
Студия дизайна образовательных пространств: превращаем скучные школьные интерьеры в яркие и красивые! Посмотрите наши работы в рубрике ПОРТФОЛИО.
Кстати
Многие существующие в настоящий момент инструменты оценивания СЭН имеют недостатки: основаны на сугубо локальном опыте, данные о психометрическом качестве методик не опубликованы, практически отсутствуют ссылки на международный опыт, опыт часто рассчитан на индивидуальную оценку и не масштабируется, а результат оценивания зависит от навыков учителя и его отношения к конкретному ученику. Однако, если мы не имеем инструментов оценивания СЭН, то не можем делать выводы об их развитии, ведь так?
Центром мониторинга качества образования ВШЭ, совместно с Благотворительным фондом Сбербанка “Вклад в будущее”, проведено масштабное исследование социальных и эмоциональных навыков в начальной и основной школе, основанное на международной исследовательской рамке, связанное с ФГОС начального и основного образования, результатом чего стали разработанные инструменты мониторингового оценивания.
Важно, чтобы в школе в целом (то есть у разных учителей) была единая система работы над социально-эмоциональным развитием детей, также важна согласованная работа внутри учительского коллектива, которая организуется систематически и целенаправленно.