Академия школьного пространства. Часть 1.
главная  /  статьи  /  Академия школьного пространства. Часть 1.

Академия школьного пространства. Часть 1.

Трансформация образовательного пространства


В последние годы в России стали появляться школы, глядя на которые испытываешь чувство “белой зависти” — светлые, просторные, с индивидуальной архитектурной планировкой и нестандартными (иногда — непривычными для нас) интерьерными решениями. Одним словом — современные! Тот, кто работает в большинстве российских школ, может, конечно, вздохнув, сказать себе: “Это не про нас” и успокоиться… но, уверяем вас, решения есть всегда!

т1.png

Именно для “обычных”, стандартных по своему оснащению российских школ мы вместе с порталом “Педсовет” организовали серию бесплатных вебинаров “Академия школьного пространства”. В этой статье руководитель Студии дизайна образовательных пространств Рая Ивановская изложила основные мысли и идеи, которые прозвучали на первом вебинаре — “Трансформация образовательного пространства”.

Для начала давайте определимся с понятием образовательного пространства. В первую очередь это, конечно, дизайн, интерьер и дизайн интерьера: цвет стен и мебели, виды и формы мебели, какие-то дизайнерские “фишечки и решения” (полки, стенды, цветы и т.д. и т.п.). Но наличие этих факторов само по себе не организует “образовательное пространство”, поскольку тут важнее не “объект”, а его “смысл” — и именно об этом наша статья. Образовательное пространство — это пространство (среда), которое находится в образовательном учреждении (именно этим отличается от иных — дом, офис, торговый центр и т.д.) и которое несет в себе образовательные функции и/или идеи. В последнем случае речь совсем не идет о прямой “передаче” знаний школьных предметов, мы рассматриваем понятие “образовательный” в широком смысле, вспоминая такое, к примеру, понятие, как “образованный человек” — это и воспитанный, и обладающих какими-то определенными личностными качествами и т.д.

Поскольку мы уже порядка 5-ти лет сотрудничаем со школами, детским садами и иными образовательными учреждениями, мы понимаем, что в каждом случае существует свой контекст:

  • стартовые условия: архитектура здания, его “физическое” состояние — разные у каждых школ. И, да, мы знаем, что где-то по-прежнему туалеты находятся на улице (!),

  • возможности: в первую очередь финансовые. У каждой школы (региона РФ) свои возможности, объемы и “правила” финансирования,

  • поддержка или ее отсутствие: со стороны коллег, руководства, родителей и т.д.

Однако, дорогу осилит идущий!

В рамках задач по преобразованию образовательного пространства мы видим два аспекта: социальный и педагогический.

Социальный аспект

Культура общественных пространств, которые посещают дети (ученики), активно развивается: торговые центры, музеи, парки, кафе. Это эмоционально и функционально насыщенные места. У детей есть опыт (в большинстве своем — достаточно большой) взаимодействия с ними, достаточный даже для того, чтобы делать свой выбор и настаивать на нем: “Пойдем лучше “туда”, потому что там есть “то-то”… или там можно сделать “то-то”…” Школьное же пространство в большинстве своем проигрывает как по эстетическим, так и по психологическим параметрам, нередко — недружелюбная коммуникация, эмоционально и функционально “скучная” среда… Смотря с чем, конечно же, сравнивать! Но — мы с вами сравниваем с нашим “опытом”: точно так же было в “наше” время — и ничего — и научились, и выучились… а дети сравнивают школьное пространство не с нашими “воспоминаниями”, а со своим настоящим, реальным опытом!

Педагогический аспект

Обучение выходит за рамки класса, за рамки системы с фронтальным расположением парт. Опять таки, давайте вспомним из ФГОС начальной и основной средней школы: задача школы не только формировать у учеников предметные и метапредметные знания, но и личностные образовательные результаты. Но пространство для новых форматов обучения (для решения поставленных задач) часто совершенно не приспособлено. Речь идет о таких задачах, как обучение в малых группах, самообучение, командная работа, проектная работа и иные виды социального взаимодействия…

В своих решениях мы чаще всего говорим о таких пространствах, как рекреация, школьные коридоры, холлы — просто потому, что в отличие от учебных классов они чаще всего совершенно не обустроены: легче оборудовать новое пространство, чем найти средства для покупки новых парт и стульев для классов, так ведь? Поэтому — используем те возможности, которые предоставляются.

Итак, какими функциональными возможностями должны обладать вышеперечисленные школьные пространства?

Это самое главное, поскольку именно от решения этих задач и выстраивается вся дальнейшая цепочка действий — разработка дизайн-проекта и его реализация. Все делается не просто для того, чтобы было “красиво”, но прежде — для того, чтобы было максимально функционально удобно и ученикам, и учителям.

Т-3.png

1. Учебный процесс за пределами кабинета

Обучение больше не ограничивается пределами урока и кабинета, а выносится в общие пространства — рекреации, коридоры… Проектная работа и непрерывный образовательный процесс (как предтеча LLL - LifeLong Learning - непрерывное образование, образование сквозь жизнь) — главные тренды современности. Общее пространство должно быть приспособлено для самостоятельных занятий учащимися в любых группах — от одиночного чтения, до групповых занятий.

2. Свобода самовыражения и общения

Ученик должен иметь возможность и право воздействовать на свое окружение, видеть результаты своей деятельности и самостоятельно оценивать результат (как следствие — привносить в него, в случае необходимости, изменения). Он должен быть вовлечен в пространство, считать его “своим”: различные поверхности для письма и рисования, выставочные системы и интерактивные элементы позволяют развить ощущение эмоциональной привязанности к помещению и уверенность в своих силах, благотворно влияют на климат в коллективе. Ключевое слово — вовлеченность.

т5.png

3. Разнообразные виды деятельности и психологический комфорт.

Школа — это не только уроки! На перемене ребенок должен иметь возможность переключиться на иные виды деятельности, напрямую не связанные с учебой. Психологически комфортная среда для ребенка — это дружелюбная коммуникация, удобная ориентация в пространстве, возможность (в зависимости от желания и потребностей) уединиться в одиночестве, пообщаться в больших и малых группах, подвигаться, поиграть, спокойно поговорить по телефону и т.д.

Важным аспектом всех трех вышеозначенных требований к пространству является его трансформируемость и мобильность.

т4.png

Следующий вебинар на портале Педсовет состоится:

  • 13 декабря (четверг) — “Современные материалы и идеи для оформления образовательных пространств”

Подробнее тут: https://www.design4school.ru/blog/post/akademiya-shkolnogo-prostranstva


МЫСЛИ ВСЛУХ

Хочу поделиться с вами некоторыми примерами, которые меня лично заставили задуматься. Пусть это будет для вас “домашним заданием” — обсудить их вместе со своими коллегами-педагогами.

Пример 1

Недавно я была в новой школе — светло, чисто, аккуратно — загляденье! Но в столовой висело такое “директивное” объявление:

т2.png

Это — дружелюбное по отношению к ребенку заявление? Запрещая, указывая, диктуя и стращая - "В зале ведется видеонаблюдение!" — получим ли мы необходимое понимание, реакцию. Можно ли каким-то иным образом (формой подачи) донести до учеников свои мысли?

Пример 2

В школе “Летово” нет звонков с уроков и на урок. Первое, конечно, что вспоминается — классическое: "Звонок звенит для учителя!". А далее — звук этого самого звонка: колокол, гудок, удар рельсы о рельсу... в последнее время в ряде школ стали звучать мелодии из песен (иногда, прямо скажем, выбор удивителен)... В “Летово" нам рассказали, что отсутствие звонка воспитывает в учениках самостоятельность (!) и дисциплину. И ведь это действительно так! А вы что думаете?

Пример 3

Дано: в рекреациях и кабинетах школ нет розеток (из пункта “А”), а у почти всех учеников есть мобильные телефоны (а навстречу ему из пункта “Б”). Мы предлагаем школам сделать розетки в рекреациях, чтобы дети могли заряжать свои телефоны, но, как вы понимаете, чаще всего слышим в ответ “нет” с различными аргументами. А давайте вспомним — как в похожих ситуациях ведем себя мы — взрослые. К примеру, раньше в аэропортах не было зарядок для телефонов и все “продвинутые” путешественники возмущались: “Что, так сложно их установить? Почему не думают о нас — пассажирах, почему не беспокояться о нашем удобстве..?”. И вот зарядки появились, и мы воспринимает это — как естественную данность. Какие-то двойные стандарты получаются: взрослым — пусть будет удобно, а дети — пусть тихонечко стоят у стенки... Так?


"Смысловая нагрузка оформления образовательных пространств" - статья по итогам второго вебинара на портале Педсовет (ЧИТАТЬ СТАТЬЮ).


Обратная связь (WELLCOME!)

  • Если у вас есть какие-либо вопросы, связанные с оформлением школьного образовательного пространства, и вы хотите, чтобы мы на них ответили на ближайшем вебинаре, напишите нам: info@design4school.ru

  • Если у вас есть опыт оформления какого-либо пространства в школе, и вы хотите поделиться им с коллегами — напишите нам, и мы расскажем об этом в одной из статей на нашем сайте.


ПОДЕЛИТЬСЯ


наверх
наверх