Top.Mail.Ru

Вольгинский лицей.

Выбирать, ошибаться, исследовать. История преображения.

Вольгинский лицей — единственная школа в посёлке Вольгинский во Владимирской области, в которой училось несколько поколений местных жителей. Но за десятилетия накопилось много проблем, характерных для поселковых школ: низкий уровень образования, маленькие зарплаты, отсутствие ремонта и устаревшая техника — словно время остановилось здесь 20 лет назад. Инициатором и спонсором изменений выступила крупная биотехнологическая компания Генериум, институт и производство которой расположены в том же поселке. Мария Васильева, эксперт в сфере образования, разработала педагогическую концепцию лицея, включающую в себя комплекс работ по внедрению лучших практик школьного образования.

Перед нашей Студией Design for School стояла задача — создать максимально комфортную среду для получения знаний, разработать и внедрить новый облик лицея: логотип, фирменный стиль, новый интерьер, навигацию. В процессе ребрендинга важно было заинтересовать учеников и педагогов, вовлечь их в дизайн изменений — такой метод называется соучаствующее проектирование.

Заголовок

При создании генератора мы использовали небезизвестный универсальный код речей. Текст генерируется абзацами случайным образом от двух до десяти предложений в абзаце, что позволяет сделать текст более привлекательным и живым для визуально-слухового восприятия.

Мы разработали три концепции дизайна лицея, за которые голосовали ученики школы. Победила концепция №1 – «Путь».  С учителями было распланировано, где будет стоять мебель и будут располагаться разные активности.

При выборе фирменных цветов для лицея ученики дружно проголосовали за вариант с фиолетово-зелёными оттенками и градиентами. Интересно, что педагоги в свою очередь посчитали эти цвета совсем «не школьными». Такая разница в восприятии цветов у людей разных поколений естественна, но все смогли договориться.

Фирменный персонаж лицея — пчёлка, был выбран сообществом школы из многих других вариантов, которые школьники и учителя придумали во время соучаствующего проектирования. Затем иллюстратор Алёна Хозина развила образ пчелы, который лёг в основу серии стикеров для телеграмма. Посмотреть и скачать стикерпак можно тут.

В школе айдентика не менее важна, чем в бизнесе. Это ключевые элементы идентификации школьного сообщества.
Мы — это наш лицей. Мы — вот такие. Вот наши отличительные черты: такой цвет, знак и эта пчёлка!
Также мы постарались «переломить» устоявшийся в России стиль выпускных альбомов с книгами и глобусами. Получилось стильно и современно, с фокусом на людей, а не на декор!

Важный принцип подготовки фирменного стиля для школы — лёгкость и удобство использования. Все файлы мы сделали в простых шаблонах, которые легко редактируются в Word или PowerPoint.

Разработав фирменный стиль, мы рассказали о нём всему школьному сообществу. Организовали работу с шаблонами и элементами фирменного стиля, чтобы они были доступны для всех «на расстоянии вытянутой руки». По лицею развесили плакаты с инструкциями, отправили информацию в школьные чаты, разместили на сайте и на рабочие компьютеры сотрудников. А ещё провели обучающие семинары, на которых вместе с инициативной группой рассуждали о возможности дальнейшего развития фирменного стиля школьными силами.

Наша студия разработала и систему навигации в обновлённом здании лицея. Навигация — это часть культуры школьного образовательного пространства. Она нужна в школе не только для удобного ориентирования в пространстве учеников, учителей и гостей, но и как первый опыт обучения школьников ориентированию в общественных зонах (например, университеты, различные большие учреждения, аэропорты и так далее). Учли пожелание о сменяемости информации на кабинетах и предусмотрели бумажные вкладыши — в навигационных табличках на дверях можно легко заменить предмет или имя преподавателя, например. Здорово!

Интерьер в школе формирует её образовательное пространство, которое напрямую связано и с педагогическим процессом, и с внутренней культурой. Проектирование функциональных зон Вольгинского лицея происходило вместе с педагогами.

Пространство спроектировано с учетом профилактики вандализма. В гардеробе и в закутках развешаны обзорные зеркала для избегания «слепых зон». Для выплёскивания негативных эмоций предусмотрены специальные места. Вот такая будка, в которой изнутри можно писать и рисовать всё, что угодно. Когда будет достигнута критическая величина, можно закрасить поверхность изнутри белой водоэмульсионкой и снова писать.

Система окраски стен, где каждому этажу присвоен свой цвет — часть фирменного стиля лицея и навигации.
На стенах — выставочные и информационные системы, места для самовыражения, зоны индивидуальной работы, фотозоны.  Для визуализации ценностей – цитаты и слоган школы «Выбирать. Ошибаться. Исследовать».

Совместно с детьми в интерьере лицея был создан уникальный школьный арт-объект. Ученики, под руководством уличного художника Кирилла Папина (kirill__alert) разрисовывали стену, которую потом дизайнеры преобразовали в визитную карточку школы!
Презентовали готовое пространство и обсудили проект с инициативной группой, состоящей из учителей и учеников. После реализации наступает этап интеграции изменений в жизнь лицея.

Вольгинский лицей — это интереснейший пример, когда с помощью структурного проектного подхода к изменениям (сhange management) устаревшую сельскую школу удаётся превратить в место, где дети будут учиться с радостью, где они смогут реализовывать свой безграничный творческий потенциал в комфортных условиях. Лицей стал потенциальным лидером Владимирской области по качеству образования, центром позитивных изменений посёлка и будущим источником кадров для фармкластера Владимирской области. Посмотреть видеоролик о Вольгинском лицее можно по ссылке.

Похожие проекты

Смотреть все проекты

Хочу красивый проект