Top.Mail.Ru

Трансформация школьного пространства

"Как и зачем делать традиционное школьное пространство современным?" — тема панельной дискуссии, которая прошла в рамках Московского международного салона образования (ММСО-2019).

Модератором разговора выступил Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов Всемирного банка, к участию были приглашены директора и учителя школ, которые выступили инициаторами изменений в своих образовательных учреждениях, а также руководитель Студии дизайна образовательных пространств Рая Ивановская.

Основная мысль, которую для участников мероприятия пытались на конкретных примерах донести спикеры — не деньги (финансовая возможность), время, опыт в дизайне и т.д. являются главным для того, чтобы в любом образовательном учреждении начались изменения школьного пространства, а, прежде всего, желание и инициатива. И именно в этом случае инициатива является не наказуемой, поскольку к результату положительно относятся все участники образовательного процесса: ученики и их родители, учителя.

Краткие советы от участников дискуссии о том, как можно построить процесс преобразования школьного пространства:

Мы часто видим фотографии прекрасных современных школ, причем не только финских. В России есть замечательные школы, спроектированные и построенные с учетом всех основных принципов, применяемых при формировании современных образовательных пространств: например, “Летово”, “Новая школа”, Школа совхоза им. Ленина и т.д.

 Когда говорят о современных образовательных пространствах — часто приводят в пример прекрасные новые школы в России, спроектированные по индивидуальным проектам.

Но как быть обычной школе в типовом здании? Её тоже можно преобразить. Для этого не нужно ждать тектонических сдвигов: чтобы школе выделили большой грант, запланировали капремонт или сменили формат обучения (например, преобразовали в лицей).

Есть школы, которые меняются просто потому, что недовольны тем, что есть сейчас: пространство унылое и пустое, дети с телефончиками подпирают стены, увешанные стендами с кармашками А4, из которых торчат выцветшие памятки непонятно о чем. Поменять это вовсе несложно. Нужен просто неравнодушный директор или кто-нибудь из администрации, или учитель, или даже родитель. Возможно, это вы.

С чем предстоит столкнуться:

  • Скромный бюджет.

  • Локальные работы. В этом квартале делаем первый этаж, после Нового года — второй, а летом — входную группу.

  • Работа, в основном, со стенами. Менять планировку, полы, освещение и двери обычно куда дороже.

  • Мало возможностей по мебели. Бюджет и специфика госзакупок не дадут развернуться.

И это не самый плохой вариант:

  • В проектирование пространства включатся учителя и даже ученики.

Для хорошего учителя рекреация и коридор рядом с классом могут стать дополнительным инструментом в работе. Такой учитель может сам объяснить задачу дизайнеру. Результат обычно превосходит все ожидания: рекреации и коридоры помогают учить детей, которых оттуда ещё и не выгонишь.

 Оформление рекреации и коридоров начальной школы. Процесс был инициирован и спроектирован учителем Татьяной Шаровой.

  • Ограниченные ресурсы стимулируют креативность.

Даже с одними стенами можно сделать очень много. Единый дизайн окраски придаст школе образ, добавит ритм и свежесть. Продуманная навигация поможет быстрее находить нужные места. Маркерные, грифельные, пробковые и магнитные поверхности внесут интерактивность и предоставят возможность для самовыражения. А у работы с информацией вообще неисчерпаемые возможности: пространство становится вторым учителем. Добавим в рекреации мобильную и трансформируемую мебель – получится совсем здорово.

 Просто изменив тональность общения на дружелюбную и веселую — можно уже что-то поменять в общей атмосфере школы.

 Оформление школы №1080 г. Москвы. Простейшими методами: окраской, оформлением стен, внедрением навигации добились того, что пространство приобрело смысл и атмосферу.

  • Запустится цепочка изменений.

Наш опыт показывает: главное — начать. Попробовав трансформировать одну рекреацию, школа никогда не останавливается на достигнутом. Она продолжает менять пространство, с каждой итерацией подходя к этому более осознанно. Через пару лет школу уже не узнать, учителя гордятся сопричастностью к дизайну и, главное, пользуются новым пространством, расширяя свои педагогические возможности.

Школу №2053 г. Москвы мы уже оформляем несолько лет, поэтапно. Сначала сделали рекреации английского языка, столовую, актовый зал. В 2018 году - рекреации биологии, географии, информатики. А в 2019 году - начальную школу.

Читайте также

Смотреть все статьи

Делаем мир
лучше

Посмотреть проекты