Навигация в школе:
тренды 2025 года,
нормы и практические рекомендации

Лето — традиционно время обновлений в школах. Именно в этот период запускаются ремонты, обновляется интерьер и реализуются проекты, до которых не доходили руки в течение учебного года. Один из ключевых фокусов — навигация в пространстве школы.

Мы в Design For School много лет проектируем образовательные среды и видим, как меняются запросы и подходы. В этой статье мы хотим не только рассказать о ключевых тенденциях, но и поделиться полезной информацией: на какие нормативы опираться, как выбрать материалы и на что обратить внимание при проектировании навигации.

Навигация: что важно знать школам

Навигация в образовательных учреждениях — это не только про эстетику и комфорт, но и про соответствие нормативным требованиям. Чтобы навигация была не только красивой, но и безопасной, необходимо учитывать следующие документы и практики:

  • СП 118.13330.2012 — свод правил по проектированию общеобразовательных учреждений, включая требования к планировке и информационным элементам;

  • СанПиН 2.4.3648-20 — санитарные нормы, содержащие требования к безопасности материалов, включая экологичность и отсутствие вредных выделений;

  • ГОСТ Р 53307-2009 и другие нормативы по пожарной безопасности — применяются к материалам, используемым в интерьере;

  • Локальные стандарты — например, в Москве действует система требований к навигации, разработанная в рамках проекта "Школа будущего", а также подход ДИОМ (дизайн и оформление муниципальных объектов), который систематизирует визуальные элементы и обеспечивает единый стиль оформления образовательных пространств.

Особое внимание стоит уделять материалам и их характеристикам:

  • Все элементы должны быть сертифицированы и соответствовать нормам по пожарной безопасности.

  • Необходимо учитывать вандалостойкость, особенно в зонах, где много движения: холлы, переходы, раздевалки.

  • Навигация должна быть устойчива к влажности, механическим повреждениям и времени.

Также крайне важно соблюдать эргономику: высоту размещения, читаемость шрифтов, контрастность цветов, наличие пиктограмм. Это особенно важно для школ, где учатся дети с особыми потребностями — здесь важно предусмотреть адаптацию под слабое зрение, возможные когнитивные особенности и т.д.

Навигация должна быть адаптивной

Школы бывают разными — и навигация тоже должна учитывать особенности их учеников. Где-то важно предусмотреть крупный, читаемый шрифт, где-то — добавить пиктограммы для детей с ментальными особенностями. А если в школе учатся дети с нарушениями зрения — нужно продумать элементы со шрифтом Брайля.

Например, в школе №2124 в Москве мы реализовали навигацию, адаптированную под рекомендации директора: вместо традиционных трёхзначных номеров кабинетов — использовали двузначную систему, так как дети с особенностями восприятия лучше считывали более короткие обозначения. Всегда нужно учитывать такие нюансы на этапе проектирования.

 

 

Тренды навигации в 2025

3 направления

1. Навигация для детей

Навигация становится адресной и возрастной. Отдельные решения разрабатываются специально для начальной школы и дошкольных учреждений. Здесь важны:

  • понятные символы,

  • яркие цвета,

  • низкое размещение элементов,

  • акцент на игру и дружелюбие.

Такой подход помогает детям быстрее освоиться в пространстве, чувствовать себя увереннее и учиться самостоятельности.

Пример: Умка — навигация для начальной школы

УМ-КА – центр детского развития от D4S

2. Навигация как декор

Всё чаще навигация выходит за рамки утилитарной функции. Она становится частью визуальной концепции, несёт декоративную и эмоциональную нагрузку:

  • поддерживает стиль интерьера,

  • может быть тактильной,

  • работает как акцентная графика.

Этот подход особенно востребован в современных частных школах и лицеях, где пространство — часть бренда образовательного учреждения.

Примеры: Новая Черноголовская школа


Новая Черноголовская школа - D4S

Видео реализованного проекта можно посмотреть по ссылке в ВК Видео.

3. Формализованная навигация

Для крупных школ и особенно государственных учреждений всё актуальнее структурированная и стандартизированная навигация. Здесь во главе угла:

  • функциональность,

  • соблюдение нормативов,

  • единый стиль во всех корпусах.

В некоторых регионах, например, в Москве, уже формируются стандарты, по которым проектируется школьная навигация — это сокращает сроки, снижает затраты и упрощает согласование.

Также формализованную навигацию всё чаще заказывают девелоперы, особенно при реализации проектов на городском уровне. Это позволяет учесть все требования городской среды, а также сохранить единый и узнаваемый стиль застройщика — что важно при передаче объекта городу и дальнейшей эксплуатации.

Пример: Следите за обновлением раздела Проекты на нашем сайте. Скоро покажем кейс.

Гибридные решения — на стыке форм и задач

Также растёт спрос на смешанные форматы: когда, например, начальная школа получает навигацию с элементами игры, а старшие классы — более строгую и минималистичную систему. Такие проекты требуют гибкости в подходах и знаний специфики образовательной среды.

Как связать идею и бюджет?

Каждая школа работает в рамках бюджета, и одна из наших задач — помочь связать проектную идею с её финансовой реализацией. У нас есть опыт в расчётах, подборе экономически оправданных решений, а также в помощи с обоснованием бюджета для закупки.

В Design For School мы разработали типовую навигацию, которая учитывает все эти тренды. Она включает три визуальных варианта дизайна (лаконичный, минималистичный, яркий), а значит подходит для разных форматов школ и задач. Вы можете быстро узнать стоимость и сроки адаптации и реализации. За счет оптимизации процессов можно успеть всё реализовать к 1 сентября.

Мы сделали подборку примеров навигации в образовательных пространствах. Используйте для вдохновения! Скачать можно по ссылке. Это pdf (8,02 Мб).

Читайте также

Навигация в школе.
Урок 2. Нормы и правила.

Навигация в школе.
Урок 1. Базовые понятия.

Навигация за 8 часов

Смотреть все статьи