Часть 1. здание средней школы на ул. Мневники
Приступая к проекту по оформлению школы, мы сразу спрашиваем директора: "Какие элементы оформления вам нравятся в других школах? Может, у вас есть примеры или пожелания?". Чаще всего нам показывают:
1) Книжную полку "ЧИТАЙ" для рекреации.
2) Набор облаков тегов на стене.
3) Дерево достижений.
4) Цветные виражные пазлы на окнах.
Все эти оформительские находки принадлежит лицею "Лидер" (школа №1560). По этим примерам я не могла взять в толк, чем пространство этой школы настолько пленяет умы и воображение.
Да, такие декоративные решения интересны, но не они делают школу современной.
В январе 2019 года в составе рабочей группы по проекту реновации одной из подмосковных школ мы пришли на экскурсию в школу "Лидер". И были восхищены.
Эта школа – замечательный пример преобразования старого здания (архитектурный проект МЮ) в современное и стильное образовательное пространство. В школе изменился подход к обучению, добавились новые форматы занятий и все это повлекло изменения в интерьере, который нужно было адаптировать под новые цели и задачи.
Работы шли последовательно: сначала один этаж, потом другой и т.д. Все идеи и задумки команда школы предлагала сама, единого проекта не было – и это хорошо заметно. Видно, как от этажа к этажу подход к школьному интерьеру становится все более осознанным — если первые опыты с дизайнерской точки зрения смотрятся немного наивно, то следующие этажи выглядят более осмысленно и цельно.
Все в школе соответствует основным принципам современных образовательных пространств:
- Непрерывный образовательный процесс в разных форматах.
- Психологический и физический комфорт учеников и учителей.
- Свобода самовыражения и общения.
- Собственная культура школы и вдохновляющая атмосфера.
Учебные кабинеты организованы по принципу "ничего лишнего", мебель трансформируемая: ученики могут рассаживаться по-разныму (в зависимости от формата обучения). При этом помещение не скучное: насыщенные цвета стен, пола и жалюзи добавляют разнообразия.
Прекрасное решение для рекреации! Пространство разделено на три творческие зоны: для занятий музыкой, проектированием и комьютерной графикой. Здесь можно заниматься и самостоятельно, и в группах. Двери в классах звуконепроницаемые, поэтому шум в рекреации не мешает уроку. Крайне грамотно сделано зонирование: перегородки с большими вырезанными кругами "не съедают" пространство, остается ощущение простора.
А это этаж начальной школы, который был сделан одним из первых. Вот и знаменитое дерево, на листьях которого записаны достижения разных учеников и классов - такая простая и понятная визуализация нравится всем без исключения.
В рекреации расположен подиум, со стены спускается экран для проектора. Около окна - столики со стульями и настольной лампой (места для индивидуальной работы). Подиум используется для отдыха, выступлений и занятий.
Полки, на которые библиотекари выкладывают книги, маркерные доски и интерактивный футбол.
Очень приятный, красивый гардероб и входная зона с продуманным интерьером и удобными креслами. Обратите внимание: никакого информационного мусора. Пространство очень цельное и стильное.
Детали продуманы и работают на обучение.
До начала реновации школа была в четвертой сотне московского рейтинга, а учеников, чтобы набрать классы, не хватало. Прошло несколько лет - и вот уже школа в первой сотне рейтинга, а для потупления надо пройти конкурс. И это неудивительно.
Рая Ивановская, руководитель Студии дизайна образовательных пространств.
Прочитайте статьи по материалам серии вебинаров "Академия школьного пространства", организатором которых выступили портал Педсовет и Студия дизайна образовательных пространств (ЧИТАТЬ СТАТЬИ).