- Важно доносить информацию не только на фактическом уровне — чтобы события укладывались в систему — но и на эмоциональном — чтобы “цепляло”.
- Важен не только общий план — масштабность войны, ее ключевые моменты и суть — но и ближний, с фокусом на отдельных людей: мужчин, женщин, детей. Это поможет ребятам соотнести себя со сверстниками, которые участвовали в войне, сопереживать и сочувствовать им.
- Важна структурированность и проработанность. Экспозиция должна легко восприниматься. Пусть она будет наглядной: с короткими, простыми поясняющими текстами и пиктограммами.
- Важно, чтобы это было современно: без экзальтации, человечно и искренне. В этом куда больше уважения к истории, чем в сотне зазубренных из-под палки стихотворений.
Персонализируйте. Расскажите историю, найдите связь с вашей школой, районом и учениками.
Война для современных детей абстрактна. Чтобы они поверили в нее и осознали ее события, нужно нащупать точку соприкосновения между “грозными годами” и миром, в котором они живут сегодня.
Найдите фотографии вашего района или школы в годы войны и сейчас. Расскажите истории дедов и прадедов ваших учеников или учителей. Не нужно длинных текстов — приберегите их для сайта и соцсетей. В музее или на стенде информация должна быть наглядной, а текст — коротким и емким. Вставляйте фотографии, письма или другие предметы, но помните: они хороши не сами по себе, а только как часть вашей истории.
И не забывайте выдержать всё в общем стиле, чтобы элементы сочетались друг с другом.
Вовлекайте учеников, учителей и родителей.
"Бессмертный полк" — гениальная находка именно потому, что дает каждому в отдельности и всем вместе нащупать связь с войной, поговорить о ней, ощутить свою сопричастность.
Эту идею можно развить и в пространстве школы: сделайте свой бессмертный полк. Это свяжет ребенка, его семью, школу, учителей и военное прошлое в едином пространстве. Война может объединять. У меня воевал дед, у учителя музыки Маскима Михайловича — бабушка, и у тебя тоже кто-то воевал. Всё это делает нас одним целым.
Обновляйте
Память о войне не должна быть монолитом, застывшим во времени и пространстве. Если что-то не меняется — оно мертво и не вызывает интереса. Часто бывает так: оформили стену или музей, полюбовались, пофотографировались и забыли лет на пять.
Экспозиция может быть съемной и временной — на апрель-май. А в следующем году лучше подготовить новую тему и новое воплощение. В дизайне можно предусмотреть модульность: возможность добавлять что-то новое или менять отдельные части. Например, в "Бессмертном полку" можно легко менять фотографии или добавлять новые.
"Дети теперь не те", они "не помнят о войне", "не чтят подвиг дедов и прадедов"... Это чепуха. Если они не помнят и не чтят, то лишь потому, что им не дали такой возможности. Сделайте в школе так, чтобы они помнили и чтили вместе с вами. Хотя бы попробуйте.
У нас есть готовые предложения, как оформить школу к 9 мая. Оставьте заявку и мы вам их вышлем.