Навигация в школе

или как найти кабинет биологии

В зданиях российских школ чаще всего нет грамотно разработанной системы навигации, учитывающей возрастные особенности учеников. Школьное здание с несколькими этажами, переходами, разными лестницами и коридорами - это почти terra incognita, которую ученик должен исследовать и запомнить за годы обучения. Но это устаревший подход. В общественном пространстве должна быть ясная и понятная система навигации, позволяющая детям и учителям комфортно ориентироваться и передвигаться.

О том, какой должна или может быть навигационная система в школе рассказывает руководитель Студии дизайна образовательных пространств Рая Ивановская, которая, к тому же, мама двоих детей (то есть что такое школьное здание - она знает очень хорошо):

Два или три раза в год я честно хожу к сыну на родительское собрание. Собрание обычно бывает в кабинете биологии. Я помню, что он справа от лестницы то ли на втором, то ли на третьем этаже. Обычно я поднимаюсь на второй, не вижу справа нужного кабинета, иду на третий — и вот он. Все было бы ничего, но в нашей школе две лестницы. Если пойти не по той, то кабинет не находится. Тогда я спускаюсь к охраннику, который любезно объясняет дорогу или бурчит что-то под нос — в зависимости от настроения. И еще мне немного стыдно, что я опаздываю, и за четыре года так и не смогла выучить, где же этот кабинет... В среднем на поиск кабинета у меня уходит минут десять. Я отнимаю время у охранника, злюсь на школу вообще и институт родительских собраний в частности, прихожу туда с опозданием и порядком взвинченная.. Впрочем, я не одна такая.

Как дизайнер я хорошо понимаю, что этой суеты было бы легко избежать при наличии адекватной навигации. Внизу я бы нашла кабинет биологии на поэтажном плане, поднялась бы на нужный этаж, а в коридорах меня направили указатели. Это простые и очевидные вещи, упрощающие жизнь не только мамам, спешащим на собрание, но и сотням детей, которые учились, учатся и будут учиться в этом здании.

В российских школах почему-то не принято задумываться о таком удобстве. Даже если есть какая-то система ориентирования – таблички на кабинетах, списки кабинетов на 1-м этаже, указатели, то она не рассчитана на детей с разным опытом ориентации в пространстве. И уж совсем экзотика – это разработка системы навигации, опирающейся на наблюдение и исследование поведения детей в данной школе.

Система навигации – это язык, с помощью которого школа говорит с ребенком. Он может быть сухим и формальным, а может быть вежливым и дружелюбным. Это один из факторов, который формирует базовое отношение к школе: у ребенка либо есть чувство уверенности и психологического комфорта в пространстве, либо он воспринимает здание школы, как terra inkognita, с подсознательной тревогой - если ты отклонишься от знакомой тропки к своему классу, то заплутаешь, потеряешься, а потом тебя еще и будут ругать за то, что ты опоздал.

Иногда я встречаю такую аргументацию: “Большинство детей итак знают, что где находится, они здесь бывают каждый день”. Да, они узнают, что где находится методом проб и ошибок, побегав по коридорам и лестницам. Приходят новые дети в новом учебном году, и они снова изучают - что где находится. Кроме того, в голове человек уверенно держит три-четыре маршрута, которые у него запомнены “на автомате”. Как только возникает какой-то долгий перерыв, например, летние каникулы, то этот автоматизм теряется и нужно вспоминать - куда подняться и куда завернуть. Да и в школьной жизни есть масса ситуаций, когда надо найти кабинет, в котором редко бываешь, либо вообще никогда не был. Кроме детей, кстати, в школе ведь работают учителя, приходят родители, гости - давайте и про них не забывать?

Что такое навигация?

Навигация - это логичная многоуровневая информационная система, которая помогает ориентироваться в пространстве. Навигация не только направляет потоки движения, но и структурирует пространство, обозначает функциональные зоны, предупреждает и информирует.

Надо помнить, что для ребенка здание школы - это первый опыт самостоятельного передвижения в сложном пространстве. И умение использовать навигацию для передвижения в школе формирует необходимый навык для ориентации в городе.

Некоторые общественные пространства – метро, аэропорты, вокзалы вообще немыслимы без проработанной навигации, и умение пользоваться ею - необходимый навык городского жителя. Например, в Москве есть проработанная сложная система навигации, которая помогает проложить любой маршрут на общественном транспорте - без неё добраться до нужного места куда труднее. Над разработкой этой системы работал большая команда, состоящая из дизайнеров, картографов, аналитиков и редакторов.

Какие элементы может включать в себя навигация в школе?

1. Общая наглядная схема школы с основными ориентирами.

Помогает представить всю структуру здания, а так же сориентироваться - где ты находишься. Такой же план должен присутствовать на каждом этаже.

2. Общий поэтажный план расположения кабинетов.

Отличие от первого пункта, когда речь идет о схеме, в том, что поэтажный план – это список с указанием, что конкретно находится на каждом этаже.

3. Обозначение этажей, лестниц, поэтажные планы на каждом этаже.

4. Указатели направления (стрелки, показывающие куда надо идти).

5. Обозначение функциональных зон.

Зависит от концепции школы: может быть, например, зона точных наук, зона искусств и зона спорта или зона отдыха, выставочная и зона для самостоятельной работы и т.д.

6. Обозначения кабинетов и помещений.

7. Информационные указатели.

Например, в библиотеке - тихая зона, а в столовую нельзя заходить в верхней одежде. Здесь очень важна интонация сообщения - суровые знаки и надписи в приказном тоне не действуют.

8. Временная сменная навигация для отдельных мероприятий.

Например, если в школе день родительских собраний, то не помешают дополнительные указатели для родителей.

Пример: навигация в школе Летово (дизайн — Евгении Кананыхиной)

В чем особенность навигации для школ?

В идеале школьная навигация должна быть понятна самому младшему школьнику, впервые пришедшему в школу.

1. Крупный легкочитаемый текст, его смысл должен дублироваться пиктограммами. Особенно это важно, если в здании есть начальная школа. Дети еще с трудом воспринимают текст и для них нужна поддержка узнаваемыми простыми картинками. К примеру, библиотека – пиктограмма книги, медицинский кабинет – доктор, столовая – чашка с тарелкой.

2. Информация должна располагаться на уровне глаз детей - так она будет попадать в их поле зрения. Иногда сложно выдержать нужный уровень, так как рост детей в школе варьирует от 120 до 190 см, тогда на помощь может прийти, к примеру, напольная навигация, которая частично будет дублировать настенную.

3. Цветовая кодировка пространства. Этажи или лестницы могут иметь свой цвет. Это поможет воспринимать навигацию на интуитивном уровне. Шахматы находятся на “зеленом” этаже, а спортивный зал - на “оранжевом”. Для некоторых типов памяти это легче запоминается, чем 4-й этаж или 5-й этаж.

Для навигации можно использовать самые разные поверхности – стены, пол, потолок. Если это возможно, то и смартфоны, информационные экраны и пр.

И, наконец, навигация может быть очень красивой, поскольку, помимо прочего, является также элементом дизайна - определенное решение (цвет, стиль, формы) либо задает, либо поддерживает общее “настроение” здания, его атмосферу.

Что такое образовательное пространство и как его сформировать в вашей школе?

Прочитайте статьи по материалам серии вебинаров "Академия школьного пространства", организатором которых выступили портал Педсовет и Студия дизайна образовательных пространств (ЧИТАТЬ СТАТЬИ).

Наши работы по навигации:

Школа № 556 г. Москва

Школа № 619 г. Санкт-Петербурга

Школа "Новая Эра" г. Тулун

Школа №3 в Апрелевке

Навигация в школе Летово

Навигация в Британской Школе Дизайна

Видео на YouTube – директор школа рассказывает зачем в школе разработанная система навигации

Читайте также

Смотреть все статьи