По горячим следам пишу о первой выставке School Build 2017. Это первая такая выставка, в рамках которой провели выставку-конкурс-смотр именно образовательных учреждений. В Министерстве образования запущена программа реновации школ, в рамках общей реформы образования, выделяются деньги. Запрос от государства как бы и сформировался. Кроме того, тренды времени настойчиво намекают, что нынешние пространства школ, подход к их проектированию и оформлению, доставшиеся с советских времен, никуда не годятся. И надо по-другому. Как по-другому - все представляют смутно, западный опыт обширен, но не осмыслен. Опыт инновационного строительства школ и садиков в России есть, но единичен, не известен широкой публике, и тоже не осмыслен.
То есть выставка-конкурс вполне себе своевременное и актуальное событие.
Выступление Стретович Яны Феликсовны, начальника Дирекции по строительству и реконструкции Департамента образования
На выставке были представлены архитектурные и, в гораздо меньшей степени, интерьерные проекты. Несколько расстраивало, что преобладали именно проекты, а не реализованные постройки. И те проекты, которые были реализованы, конечно, на шаг впереди от унылых панельных построек школ еще 80-х годов, но этот шаг маленький и неуверенный. Контраст с западными, европейскими проектами - колоссальный, не в пользу наших. Тем не менее, процесс идет и внушает осторожный оптимизм.
Почему важно школы проектировать и строить по-новому?
Пространство школы может обеспечивать качественно иной подход к обучению. Более эффективный и современный.
Эта знаменитая пирамида, которая показывает качество успеваемости знаний в зависимости от их каналов поступления.
Традиционный классический формат, когда учитель говорит, а ученики слушают или читают параграф – самый неэффективный.
Прогрессивными считается формат активного добывания знаний - чтобы школьники могли активно делиться с друг другом, обсуждать, спорить, ставить задачи, учить. Одна активность должна сменяться другой.
Поэтому классы и мебель в них должны быть трансформируемые. Столы можно двигать так, чтобы образовывать разные типы взаимодействий учеников друг с другом - самостоятельная работа, в паре, в группах, семинары, лекции…
Школьники должны взаимодействовать друг с другом не только по горизонтали (с одноклассниками), но и по вертикали (разные возраста друг с друг другом), разнообразие социальных взаимодействий обеспечивает Open Space (открытое пространство).
Грамотное использование пространства увеличивает вместимость школьников.
Стены съедают пространство. Тот же Open Space гораздо эффективнее в плане его использования, а необходимое зонирование достигается за счет мобильных перегородок.
Большинство помещений можно использовать под разные нужды, трансформируя в зависимости от задачи. Например, столовая задействуется в первую половину дня, во вторую ее можно использовать как место для занятий и общения, или даже как аудиторию.
Нам приводили пример стандартной белларусской школы, в которой перепроектирование пространства, внедрение Open Space - увеличила вместимость школы на 20%.
Пространство школы должно учитывать разные потребности разных типов учеников. Обеспечивать их психологический и физический комфорт. То есть не относиться к ученикам, как к безликой усредненной массе. В конечном итоге это влияет и на вовлеченность детей в учебный процесс, и на отношение к школе, и на отношении к жизни в целом.
В школе должны быть места, где ученики могут уединиться, и побыть в тишине один на один с собой, и пообщаться в неформальной обстановке, и самовыразиться. Современными материалами и технологиями это вполне реализуется.
Подводя итоги, современное пространство школы - это концепция общественного культурного пространства, гибкого, открытого, дружелюбного.
Переход от формата школа-казарма, как наследие советского прошлого, к формату школа – культурное пространство для учеников труден и тернист. Мозги плавятся и скрипят, менталитет тяжело ворочается, архитекторы говорят про госзаказы и СНИПы, чиновники говорят о бюджетах и программах, а мир меняется вокруг очень быстро.