Зачем школе фирменный стиль?

интервью директора Школы №1502 «ЭНЕРГИЯ» Владимира Львовича Чудова

Школа №1502 «ЭНЕРГИЯ» — одна из топовых московских школ, с высокими образовательными результатами, отличной репутацией и сложившейся внутренней культурой. Но, как это часто бывает, большинство зданий школы — застройки 1990-х и 2000-х годов с морально устаревшим интерьером, не отвечают новым форматам образования.

В 2019 году у администрации уже был удачный опыт обновления помещений старого корпуса «Гамма».

Из стандартной коридорно-классной планировки удалось сделать современное трансформируемое пространство, которое дало массу возможностей для новых форматов обучения. Наша студия D4S совместно с администрацией школы разработала новый стиль для двух школьных корпусов:«Альфа», где учатся старшие и средние классы, и «Дельта»,где учатся начальные классы. При работе мы руководствовались единой дизайн-системой, адаптируя ее для корпусов в зависимости от возраста учащихся.

Почему это важно для школы — иметь свой стиль и современное продуманное пространство? Рассказывает директор Школы №1502 «ЭНЕРГИЯ» Владимир Львович Чудов.

— Пространство школы — это тема, постоянно требующая пристального внимания. Мы стараемся писать об этом статьи, рассказывать на конференциях и всеми способами просвещать людей в этой области. Возможно, это громкое слово — просвещать, но мы стремимся больше говорить об этом и доносить информацию до педагогов.

— Я полностью согласен со словом «просвещать». Как правило, за исключением проектов новых современных зданий, интерьер школ выглядит не очень презентабельно.

— Одним из этапов нашего проекта была разработка фирменного стиля школы, который потом использовался в дизайне помещений. Расскажите, зачем школе фирменный стиль и какие задачи можно решить с его помощью?

— Я абсолютно уверен, что каждой школе необходим свой фирменный стиль. Он не должен быть чересчур индивидуальным, но какие-то отличия и особенности обязательно должны быть.

Как минимум, это приятно детям. Когда они приходят в школу, то попадают не в коммунальную квартиру, а в стилизованное под них пространство. Например, есть гуманитарные школы — они воспринимаются по своему. Есть инженерные, естественно-научные, как наша. И это несколько другая школа. И от нее ждут, что она будет отличаться.

Но самое главное, чего сейчас крайне не хватает — это «корпоративности» в восприятии детей. Они учатся в нашей школе, добиваются успеха, заканчивают ее и с благодарностью вспоминают своих учителей. Фирменный стиль должен быть частью всего этого: давать детям чувство принадлежности к школе, ассоциироваться с пространством, в котором ребенок находится. Я всегда говорю ребятам: «Очень важно, чтобы вы могли с гордостью показать своим внукам пиджачок с гербом, в котором ходили в школу много лет назад».

— То есть важна принадлежность к какой-то культуре?

— Да, важна принадлежность к культуре и создание корпоративных связей. Зачастую это обусловлено формой одежды. Например, есть места, где все одеваются в кроссовки и джинсы, а есть — где позволителен только деловой стиль. И это уже элемент корпоративности.

Мы тоже просим детей носить форму. Мы не можем сделать это обязательным, но хотим, чтобы у школы были свои отличительные черты, которые дети уважают. Чтобы был объединяющий символ, который останется с ними на всю жизнь.

— Какие задачи вы решили, привлекая дизайнеров и архитекторов для проектирования других корпусов школ?

— Мы хотели, чтобы школа была красивая и удобная, любимая и стильная, интересная и своя. Например, в этой школе учится моя внучка, недавно она перешла в третий класс. Я показал ей проект, который вы делали для первых классов, и она сказала: «Дедушка, верни меня туда обратно!» — «Но это же первый класс! Ты согласна?» — «Да-а-а-а!»

Нам хочется, чтобы пространство школы было для всех таким притягивающим. Есть ещё очень важный момент - детям нужно удобство. Чтобы где-то можно было отдохнуть, а где-то сосредоточиться.

— Чтобы разные виды деятельности можно было сочетать в одном пространстве?

— Да. Это, наверное, основная задача. Интерьер должен быть уместный и рациональный. В детском саду он — один, в начальной школе — другой, в старшей школе — третий. Дети взрослеют вместе со школой. В лицее я работаю уже более тридцати лет. И, извините за натурализм, лет двадцать назад в школе была проблема битых унитазов. Дети их колошматили как хотели. Унитазы выглядели убого и были сделаны из простенького санфаянса.

Мы рискнули и установили достаточно дорогое оборудование — инсталляции. Переживали, что дети поломают все кнопки. Но оказывается, когда человек переходит на другой уровень комфорта, он пытается его сохранить или как минимум не портить.

Я верю, что когда все сделано со вкусом и хорошо, ребенок наслаждается этим и впитывает красоту. Дети ведь проводят в школе не меньше времени, чем дома. И важно приучать их к комфортной обстановке и прививать хороший вкус.

— Два года назад вы делали корпус «Гамма»: обновили корпус и сделали редизайн. По вашим наблюдениям, как это повлияло на учебный процесс и результаты?

— Это однозначно повлияло на воспитанность детей и их отношение к материальным ценностям. Когда они учились в развалине, к ней можно было и относиться как к развалине. А сейчас они учатся в красивых интерьерах, что существенно приподнимает их самооценку.

На учебу это влияет скорее опосредованно. Если человека не раздражает помещение, у него есть зона отдыха и зона общения, то он и на уроке может работать намного эффективнее.

А открытые образовательные пространства вызывали у детей недоумение и дискомфорт от силы 2–3 недели. Потом ребята привыкли и все стало хорошо. И так же хорошо они будут чувствовать себя в таких же открытых пространствах, но уже на своих рабочих местах, когда будут разработчиками, компьютерщиками, администраторами и так далее. Это новый, современный стиль жизни. И ему тоже надо учиться.

Еще в школе хватает проблем, связанных с неуравновешенностью ребенка: разные обиды на одноклассников, учителей, родителей. И когда есть среда, где ребенок может успокоиться, где ему нравится и он отдыхает, это только во благо.

К тому же в нашей школе очень сложно учиться. Требования серьезные, и учеников не всегда гладят по головке.

Мне трудно сказать в количественном отношении, насколько больше стало пятерок, но я уверен, что их стало больше. И поведение стало более спокойным — это точно.

— Какие из наших решений для оформления школы кажутся вам самыми полезными? Какие из них наиболее эффективные?

— Мне очень нравится то, что мы хотим сделать для первоклашек, и то, что мы можем использовать для детских садов. Для меня эта тема даже важнее, чем старшеклассники.

Мне очень понравилось, как мы решили проблему гардероба и информационную проблему Зоны отдыха в «Альфе».

Трудно сказать, какая зона из переработанных наиболее удачна. Везде есть моменты, которые меня радуют. Очень здорово, что мы работали вместе, а вы внимательно слушали, чего хотелось бы моим заместителям.

Например, учитывали все комментарии Елены Марковны Рязанцевой, заместителя директора по содержанию образования. Она тоже училась в этой школе, в этом самом здании. Елена Марковна все про него знает и хотела его преобразить к лучшему, а вы нам в этом очень помогли.

Дизайн школы №1502 в портфолио

Материалы по теме:

Читайте также

Ребрендинг, который всем понравился

Бренд школы

Как школа сама разработала свой бренд и айдентику

Смотреть все статьи