Человек делает место

Начало истории здесь.

Продолжение истории про сельскую школу

Фотографии Аня Косовская

Фотографии Аня Косовская

Рая Ивановская, руководитель Студии Design for School, продолжает свой рассказ:

— Во время строительства новой Сардаяльской школы не все было гладко. Некоторое время все понервничали — подрядчик долго не находился на работы и суммы, заявленные в тендере. Но в результате нашелся, и быстро включился в работу.

Я удаленно сделала эскизы дизайна интерьера, за понравившийся вариант ребята проголосовали в соцсетях школы. Подрядчик взял эскизы в работу и качественно реализовал. На месте процессом рулила директор. И вот, ура-ура, в рабочем чатике стали появляться фотографии готовой новой школы!

Вторая поездка и новая Сардаяльская школа

Ранее, во время соучаствующего проектирования, мы обсуждали с ребятами и учителями, как можно украсить новую школу. И вот, пришло время воплощения!

Я приехала с банками краски, листовой пробки и трафаретами, наклейками для стен и пола. На этот раз я была с Аней Косовской, сокурсницей Роберта, которая помогала с организацией и фотографировала процесс.

Задача этой поездки было нанести на стену орнаменты, логотип, сделать места для выставок, рисования, игр — в общем, добавить те штрихи, которые придают пространству школе выразительность и индивидуальность.

Важно, чтобы ученики это сделали самостоятельно, своими руками. Когда дети сами преобразуют пространство школы – это созидательная история, которая делает их причастными к такому эпохальному событию деревни, как новая школа за 100 лет!

Очень чувствовалось всеобщее приподнятое настроение, радость за новую школу – она уютная, светлая, с новой мебелью и оборудованием. На территории есть детская и спортивная площадки, теплицы. И все пространство наполнено жизнью – дети, явно проводят здесь время после учебы, потому что теперь есть место, где можно вместе поиграть.

Фотографии Аня Косовская

Ученики школы красят стену меловой краской и клеят наклейки. То, что дети сами участвуют в декоре школы — важный психологический процесс вовлечения. Это их школа, они ее сами улучшают, и все вместе занимаются созидательной работой.

Ребята вполне себе прилежно работали, а я носилась между ними, пытаясь координировать. За полдня мы управились и потом еще долго ходили любовались, фотографировали и опробывали игровые дорожки-прыгалки.

Фотографии Аня Косовская

А во второй день у нас было новоселье. Праздник марийской кулинарии и… перфомансы. Перфоманс в школе — это коллективные творческие действия, когда каждый вносит свой вклад в общий процесс, а в результате получается что-то впечатляющее и символичное, про что потом долго все вспоминают.

На грифельной стене, которую как раз накануне покрасили, каждый ученик и учитель написали свое имя. Вспомнили и написали имена всех друзей школы, кто когда-то приезжал в школу и запомнился ребятам.

Писали на доске кто по-русски, кто по-марийски, кто по-английски, а кто-то написал по-китайски.

И еще мы рисовали портреты друг друга. Есть такое простое творческое упражнение, доступное каждому. Сначала рисуем с закрытыми глазами, потом левой рукой, потом не отрывая руку от бумаги. В результате получается портреты смешные, но неожиданно похожие, из которых складывается отличная выставка под названием «Школа – это все МЫ». При кажущейся простоте это действие работает на укрепление доверия друг к другу и появляется ощущение большей причастности к школе.

И еще в день школьного новоселья устроили чаепитие с национальной марийской выпечкой, а учителя пели марийские песни (очень красиво!).

У меня осталось совершенно волшебное ощущение от этого дня, проведенного в новой Сардаяльской школе.

Что дальше?

Как часто бывает, при достижении какой-то большой цели возникает эффект паузы. С одной стороны, построена и обжита новая школа, которая дает возможности для развития села. Команда школы и директор понимают это и полны надежд. А что делать инициативной группе школы теперь? Большинство людей, которые помогали, сейчас вышли из проекта по разным причинам, и команда школы оказалась как бы в подвешенном состоянии.

В свое время, добрая воля и малые дела нескольких людей выросли в значимые события для отдельной сельской школы, для Сардаяльских детей и учителей. Но поддержка школе нужна и сейчас — организация образовательных событий, фестивалей, идей, налаживание связей, чтобы кто-то приезжал, общался, дружил и помогал реализовывать долгосрочные проекты по развитию школы и деревни в целом.

Сардаялу есть, что предложить: есть новая школа с актовым залом, с большими светлыми пространствами, спортивными площадками и школьный садом. В деревне есть опыт проведения фестиваля и размещения до 200 человек. В старой школе есть музей марийской культуры и быта. Сам Сардаял — это очень приятная, красивая деревня, которую окружают 5 священных рощ, и жители очень гостеприимны.

Проекты, подобно Сардаяльской школе меняют всех, кто в него вовлечён — дают очень важный опыт и впечатления, которые невероятно ценны.

Если хотите что-то предложить или обсудить сотрудничество со школой, то можно написать мне, Ивановской Рае, руководителю Design for school: raisa@design4school.ru.

Что почитать про Сардаяльскую школу?

Сайт Сардаяльской школы https://sardayal.ru/

«Кто не успел занять кабинет, занимается в мастерской или в коридоре». Как живет старая школа в российской языческой деревне

Поле между мирами

Читайте также

История про сельскую школу

Меловая стена: простой перфоманс, который объединит всю школу

Ресурсная и безопасная школьная среда

Смотреть все статьи