6 действенных способов для педагогов и администрации школы:
Как пространство школы может помочь справиться с тревожной окружающей информационной средой? Спойлер: поможет коллективная работа с детьми, смена фокуса внимания и ощущение контроля над пространством.
1. Покажите ребенку его принадлежность к школьному комьюнити, сейчас это важно как никогда
Как это сделать?
- Организовать стены с фотографиями и именами учеников. Подпишите интересные факты, хобби о каждом ученике.
- Устройте выставку творческих работ учеников, и фотографии совместной деятельности и досуга.
2. Ясно сформулируйте и проговорите со школьниками ценности вашей школы
Как это сделать?
- Устроить совместное обсуждение, во время которого каждый участник сформулирует и напишет ответ на вопрос: «Какие мы?» или «Что мы делаем и чего не делаем?», «Какие у нас правила?».
- Все, что сформулировали надо написать на большом ватмане и повесить на стену на видное место.
3. Вместе займитесь преобразованием школьного пространства здесь и сейчас
Как это сделать?
Действие, особенно конструктивное, помогает сменить фокус, переключиться с тревожных мыслей, почувствовать контроль над ситуацией, и над тем, что тебя окружает. Обсудите вместе с детьми, чтобы им хотелось изменить вокруг: в классе, рекреации, столовой, библиотеке, и не откладывая, запустить процесс. Главное, чтобы участвовали все!
- Убрать всякий «информационный мусор» (старые объявления и прочее.)
- Выбросить/спрятать все ненужное
- Переставить мебель
- Перекрасить стены в другой цвет
- Устроить коллективный перформанс по оформлению стен
4. Организуйте места для самовыражения и возглавьте процесс!
Как это сделать?
-
Организуйте пространство для совместного рисования – покрасьте стену грифельной краской. Как вариант, можно закрепить на стены большие рулоны бумаги или ватмана.
-
Задайте тему, по которой все будут что-то писать и рисовать. Например, рисуем город будущего – когда каждый рисует свою какую-то часть или каждый обводит свою руку или силуэт своего соседа. Напишите большую надпись: «Я горжусь собой сегодня, потому, что:…» – пусть ребята вспомнят и запишут, в чем сегодня они были молодцы.
5. Придумайте в школе убежища, места, где дети могут спрятаться и побыть наедине с собой
Как это сделать?
- Поставить палатки, вигвамы, шалаши
- Организовать тихую комнату, в которой можно прийти и просто посидеть или полежать
- Организовать закутки, где ребенок может сесть и его не будет видно. Важно обсудить и написать правила о том, как вести себя в этих местах. А также введите обозначение занято/не занято.
6. Выделите в школе места, где дети могут снять напряжение
Как это сделать?
- Поставьте грушу или батут
- Организуйте место для выражения эмоций. Например, укромная стена, на которой можно писать, что угодно. (потом закрасите)
- Некоторые поверхности прекрасно работают как тактильные антистрессы. Например, стена из пайеток или пупырок.