Ребрендинг, который всем понравился

Практика соучаствующего проектирования в государственной школе

Практика соучаствующего проектирования широко известна в работе с городской инфраструктурой: благоустройство жилых территорий, мест отдыха горожан, детских площадок. Любое общественное пространство имеет свое сообщество людей, которых в той или иной степени коснутся будущие изменения. И чтобы они лучше прижились, и тем более, понравились — нужно все делать сообща!

А вот для такой формы организации как школа, где люди с разными социальными ролями (ученик, учитель, администрация) постоянно взаимодействуют друг с другом и с пространством, практика соучаствующего проектирования пока что не распространилась. А очень зря! Здесь действуют те же правила: если решено изменить пространство школы, разработать фирменный стиль, придумать новый логотип — нужно спросить тех, кто будет в этом пространстве ( т.е. школе) постоянно находиться.

Когда администрация школы №1293 г. Москвы обратилась к нам за разработкой фирменного стиля — ребрендингом, мы предложили провести практику соучаствующего проектирования (отдельно с учениками, учителями и администрацией). Потому что именно школьное сообщество станет носителем нового фирменного стиля.

Применяя практику соучаствующего проектирования в государственной школе, мы чувствовали себя немного первопроходцами! И теперь делимся с вами этапами, которые помогут применить эту практику в вашем учебном заведении.

Этапы соучаствующего проектирования по созданию фирменного стиля в школе

Весь процесс состоит из нескольких этапов, следуя которым вы сможете применить практику соучаствующего проектирования в вашей школе.

Этап 1: Информирование и создание рабочей группы

В создании рабочей группы нам помогла руководитель класса медиакоммуникации в школе №1293 Наталья Травкина. Для начала, мы рассказали участникам группы о целях и задачах соучаствующего проектирования, о важности их участия и результате, который ожидаем получить: у школы будет новый логотип и фирменный стиль. Это значит, что облик школы в соцсетях, в презентациях и на других медиа-носителях станет современным и узнаваемым. А еще у школьников появится классный мерч! Неплохая мотивация, правда?

Этап 2: Опрос школьного сообщества

Наши дизайнеры подготовили информационные плакаты, которые были развешаны по всему зданию. На постерах мы сообщили, что скоро у школы будет новый фирменный стиль и для этого приглашаем учеников средней и старшей школы пройти онлайн-опрос, который открывается по QR коду, размещенному на плакате.

Для учителей и администрации ссылки на опрос были размещены в рабочих чатах. А вот в опросе начальной школы помогли ученики медиа класса. Они пришли на урок к малышам и спросили, с каким животным, символом, человеком у них ассоциируется школа. Записали все ответы на доске и сфотографировали. Таким образом мнения детей и взрослых были зафиксированы, а затем сведены в отчет.

Этап 3. Обработка результатов и их презентация

После получения всех ответов, нужно свести их в единую таблицу (лучше использовать инфографику для наглядности). Остается проанализировать данные и сделать выводы. В нашем случае мы задавали такие вопросы, например, «Опишите вашу школу тремя прилагательными?», «Какое животное или предмет ассоциируется у вас со школой?» и т.д. Цель опроса, узнать как школу воспринимают учителя и ученики, что они видят хорошего, а с чем есть проблемы.

Все данные от школы №1293 мы свели в отчет и поделились с администрацией, а для соцсетей школы подготовили посты с фактами, полученными в результате опроса. Таким образом мы сообщали общественности как движется работа над фирменным стилем.

Кстати, такая практика сама по себе является отличной стартовой точкой для работы со школьным комьюнити. Опрос выявляет сильные и слабые стороны в школе, над которыми нужно начать работать.

Этап 4. Работа над проектом

Далее дизайнеры нашей Студии разработали несколько вариантов концепций и логотипов для школы. В креативы были заложены смыслы и факты, полученные в результате опроса, такие как: стремление школы к постоянному развитию, гордость за новый корпус и многое другое. Далее снова было голосование за лучший логотип, который выбирали всей школой!

Этап 5. Отчет о проекте

Утвержденный логотип стал основой для создания нового фирменного стиля. Пришло время рассказать и показать всем новый облик школы! Напишите об этом в школьных соцсетях, снимите видеоролик, выложите презентацию в общий доступ. Видеоролик с презентацией фирменного стиля школы №1293 г. Москва можно посмотреть здесь.

Этап 6. Внедрение и применение

Для того, чтобы фирменный стиль начали использовать всей школой нужно:

  • рассказать ученикам про новые шаблоны для презентации
  • учителям применять фирменный стиль во всех используемых информационных носителях школы, например, буклеты, плакаты, объявления
    сделать классный мерч, чтобы школьники примерили стиль на себе: футболки, кепки, стаканчики, значки и т.д.
  • Задача фирменного стиля — давать всем чувство принадлежности к школе, ассоциироваться с пространством, в котором вы находитесь.

Для чего внедрять практики соучаствующего проектирования?

Для учеников:

  • тебя слышат и принимают
  • школа не скучное место, а место силы, большое приключение
  • ты здесь не гость, ты - член сообщества
  • освоение новых навыков в работе с коммуникациями, проектная деятельность 

Для педагогов:

  • ты здесь не винтик в системе, ты - член сообщества, ваше мнение важно
  • новые идеи и творческий подход к работе с детьми поддерживают мотивацию
  • если меняется образ школы, то меняется и вся система отношений в школе

Для администрации:

  • у школы есть свое лицо, узнаваемый образ
  • у нас хорошая репутация в микрорайоне и в городе
  • к нам стремятся попасть неслучайные люди.

Соучаствующее проектирование - это мероприятие направленное на укрепление сообщества и на выработку собственной идентичности – в результате формируется осознанная, развитая внутренняя культура школы.

Что почитать по теме?

Читайте также

Бренд школы

Как школа сама разработала свой бренд и айдентику

Зачем школе фирменный стиль?

Смотреть все статьи