В голландском музее школьного образования
Путешествия в этом году по Голландии, я целенаправленно заехала в национальный музей образования в Дордрехте. Это один из крупнейших в мире музеев такого рода, к тому же в 2015 году для него выделили и специально перепроектировали историческое здание. А голландские архитекторы впечатляют такими проектами.
Шла, предвкушая. Интересно, как можно сделать современный музей школьного образования.
Фасад здания (1939 год, архитектор Зибольд ван Равенштайн) тщательно отреставрирован.
Сам музей состоит из трех уровней. Нижний для временных экспозиций, средний — для основной, третий — аудитории, лектории, администрация. Голландские архитекторы снова показали класс, от интерьера захватывает дух.
Музей с разных сторон показывает историю школы начиная с середины XIX века. С подчеркнутым уважением, очень бережно, с любовью, но без надрыва, тщательно отказываясь от оценочных суждений. Нет ни малейшего ощущения замшелости: уровень дизайна экспозиций высочайший.
Справа чернила, одно время их закупали на всю школу большими многолитровыми бутылями и разливали для учеников в бутылочки поменьше.
Справа стенд с инструментами наказания в школе. Очень сурово. Табличку с ослом (была табличка еще и с козликом) вешали детям, которые плохо учились. Колодку пристегивали на ногу ребенку, если он баловался и бегал. А вот голубя ставили ребенку на парту, как некую метку, что он должен быть наказан. Палка с утолщением на конце использовать для битья по костяшкам пальцев.
Кроме стендов, как таковых, на выставке разбираются методики обучения, начиная с детского сада и заканчивая старшей школой, демонстрируются реальные тетради, дневники. Многое можно пробовать: написать перьевой ручкой в прописях, порешать примеры на счетах или логарифмической линейке. Дети в восторге: вот оно как было раньше забавно!
Основная экспозиция — про прошлое. Однако всем, что касается настоящего, музей занимается очень активно. Постоянно проходят экскурсии и мастер-классы, организуются дискуссии и временные выставки, посвященные самым разных вопросам образования. Например, обучение слепых или школа будущего.
Еще музей инициирует и поддерживает социальные проекты. Мне очень понравился проект «Моя школа уникальна»: дети и учителя публикуют фотографии и рассказывают об особенностях своих школ. Сравнивая и сопоставляя школы, ученики понимают, что образование очень разнообразно. А главное — они гордятся своей школой. Отличный проект и здорово, если бы у нас было что-то подобное.
Что поражает: я сама училась в провинциальной советской школе, застала перьевые ручки, шитье трусов по выкройке на уроке труда и противогазы на НВП (кто знает — поймет). Так вот, большинство экспонатов в голландском музее ровно такие же, как в моем советском школьном детстве. Классные доски, тетради, учебники, линейки, ранцы, образовательные и идеологические плакаты. Просто поменяй голландский на русский, а все остальное — такое же, пронзительно-школьное. Казалось бы, СССР и Голландия — идеологически полярные общества. И все же, несмотря на изоляцию, структура школьного образования, сформировавшегося в XIX веке жестко диктует формат его развития, невзирая на социальный и идеологические метания разных обществ.
У меня музей оставил очень теплое ощущение. Если вы имеете отношение к школе (а кто к ней не имеет?), и будете в Голландии, не поленитесь, съездите. В этом прекрасном пространстве увидите, как можно рассказать об истории института школы с гордостью и любовью, но без малейшего пафоса и официоза, и при этом очень интересно.
Музеев образования в мире немного. Гораздо меньше, чем, например, военно-исторических. Кстати, если вы не знали, есть музей образования и в Москве. Но он совсем-совсем другой.
А вот список музеев мира, посвященных истории школы и образованию
Рая Ивановская