Top.Mail.Ru

История про сельскую школу

В которой удалось запустить время вперед.

Всем привет! Меня зовут Рая Ивановская. Вместе с командой студии Design for School мы занимаемся дизайном интерьеров школ. Для меня эта история началась еще в 2020 году, когда мне просто постучался парень в фейсбуке и спросил не могу ли помочь с комплектацией и дизайном новой сельской школы в деревне Сардаял в республике Марий Эл. Ох ты ж, круто, вот так прямо и помочь. Ведь работа эта немаленькая.

Мы разговорились и выяснилось, что Роберт Федоров, так звали того парня, несколько лет курирует на общественных началах деревенскую школу. Уже удалось сделать много хорошего, и сейчас они подошли к ключевому событию, к которому стремились несколько лет. Добились строительства новой школы, взамен старой, находящейся в аварийном состоянии.

Вообще события вокруг Сардаяльской школы начали разворачиваться с тех пор, как фотограф Олег Пономорев путешествовал по республике Марий Эл, заехал в деревню Сардаял и пленился местной школой – старой, деревянной, невероятно фактурной. Казалось, что в школе время остановилось еще 50 лет назад. И Олег решил сделать о ней репортаж.

Репортаж опубликовали в СМИ, и его увидел Роберт Федоров, который и обратился ко мне за помощью. Сардаяльская школа запала ему в душу, и он написал директору Полине Владимировне: “Чем я могу Вам помочь?”. В школе подумали и составили список, что им хотелось бы иметь: проектор, ноутбук, и т.д. Роберт приехал и привез – все были рады! Но глобальная проблема школы, разумеется, была не в этом.

Из школы, которая исторически всегда была центром села, и которую заканчивали все местные жители, теперь уходила жизнь. Ничего в ней не менялось многие годы, она безнадежно ветшала. А в первый класс приходило все меньше и меньше детей. В школе не происходило никаких особых событий.

Совсем рядом Казань, в которой бурлит жизнь, а в Сардаяле казалось, что время замерло. При всем при этом, сообщество местных жителей деревни сплоченное, а еще они носители древней марийской культуры! Директор Сардаляльской школы, Полина Владимировна Сорокина, открытый и энергичный человек, была готова действовать ради будущего своей школы.

Энтузиаст Роберт Федоров не принадлежит к какому-то особому движению, он стал по мере своих возможностей курировать школу: приглашать волонтеров с мастер-классами, провел в деревне фестиваль с проектом «Кружок» (событие было для Сардаяла грандиозное). Но главной его целью было намечено добиться постройки новой школы.

Видимо, медийное движение вокруг Сардаяла, а также письма в нужные инстанции помогли принятию решения о строительстве новой школы. И далее, встал вопрос – ну ок, новая типовая школа, а как сделать, чтобы она не была казенно-безликой? Как организовать общение со строителями, как вообще включиться инициативной группе школы в процесс ее создания? Именно на этом этапе меня и подключили к проекту.

Первая поездка в Сардаял

В первый приезд в школу была задача со всеми познакомиться и провести соучаствующее проектирование. Эта практика проводится с учениками и учителя, чтобы вместе решить, какая она должна быть новая школа. Этот процесс необходим, чтобы школьное окружение чувствовало сопричастность, и не сложилось пассивного отношения к происходящим изменениям, вроде таких: «за меня все решили, я ни на что не влияю».

Школьному сообществу нужно осознать, что будут происходить изменения, переезд. И новую школу надо будет сделать «своей» совместными усилиями. Попробовать перенести ДНК старой школы в новую.

Спойлер: С ДНК не особо-то и получилось, вернее получилось, но наоборот. Дети предлагали и выбирали те варианта дизайна помещения новой школы, которые кардинально не похожи на нынешнюю – видимо, совсем она им надоела...

Результатом соучаствующего проектирования является составление брифа для дизайнера, или техническое задание, от чего он будет отталкиваться в работе.

Старая школа в деревне Сардаял меня совершенно очаровала. Я насмотрелась на московские школы, конечно, они неплохо оборудованы, но большей частью, похожи друг на друга. А у этой сельской школы есть своя ярко выраженная индивидуальность – все несет на себе отпечатки людей, которые много лет руками что-то в ней делали: разрисовывали стены и стенды, организовывали и поддерживали музей, вырезали деревянные наличники.

В эту первую поездку мы очень много разговаривали. О том, чем Сардаяльская школа уникальная, и что в ней хорошего. Что хотелось бы перенести в новую школу. О том, что такое деревня Сардаял и марийцы, в чем их идентичность.

По роду деятельности, я постоянно слышу про «школьное коммьюнити» или «школа – центр социума». О том, как это важно для школы и для людей вокруг нее. И только здесь я по-настоящему почувствовала, как это работает на самом деле! В Сардаяльской школе учились и сами учителя и все родители нынешних учеников. Здесь нет и следа противостояния вроде родителями и учителями, которое порой встречается в городских школах. Ровным счетом наоборот. В ответах детей на вопрос: «Чем особенная моя школа?» были такие: «мы едим яблоки из нашего школьного сада», «собаки ждут своих хозяев после уроков около калитки», «мы сами выращиваем овощи для нашей столовой». Мне даже стало немного завидно от такой самобытности!

Продолжение: Человек делает место. Продолжение истории про сельскую школу.

Читайте также

Человек делает место

Меловая стена: простой перфоманс, который объединит всю школу

Ресурсная и безопасная школьная среда

Смотреть все статьи

Посмотреть
наши проекты

В портфолио